В четверг в Сирии произошел первый, но дерзкий случай авиадезертирства. Полковник ВВС Хасан Мери аль-Хаммадех перелетел в соседнюю Иорданию на своем МиГ-21 еще рано утром.
Произошедшее показывает, что армия не является защитником конституции государства
Министерство обороны Сирии уже вступило в переговоры с Иорданией с целью вернуть хотя бы истребитель. «Мы рассматриваем пилота как дезертира с военной службы и предателя по отношению к своей стране и своей военной чести. Контакты поддерживаются с иорданской стороной с целью добиться возвращения самолета», – говорится в заявлении минобороны.
Хаммадех совершал тренировочный полет с военного аэродрома между двумя южными сирийскими городами Дераа и Эс-Сувейда, когда неожиданно опустился на минимальную высоту, тем самым выпав из поля зрения радаров, и затем двинулся с максимальной скоростью к границе Иордании. Перелетев границу, он направил наземным службам запрос на посадку, которую и совершил через 15 минут. Самолет приземлился на авиабазе у города Эль-Мафрак на северо-востоке королевства в 80 км от Аммана.
После посадки Хаммадех сразу запросил политическое убежище. Власти королевства быстро удовлетворили просьбу, о чем сообщил министр информации и коммуникаций Самих аль-Маайте.
В минобороны Сирии пригрозили, что в отношении полковника будут приняты «стандартные при подобных действиях меры в соответствии с уставом». Это первый подобный случай дезертирства в рядах военно-воздушных сил Сирии после начала мятежа в марте прошлого года.
Полковник, по данным сирийских оппозиционеров, родом из города Дейр-эз-Зор на Евфрате (северо-восток Сирии), а его клан относится к ярым противникам президента Башара Асада.
На угон самолета уже с радостью отреагировали в США. Белый дом приветствовал «поступок» летчика, о чем заявил представитель совета по нацбезопасности США Томми Витор. «Бесчисленное число сирийцев, в число которых входят и военные, не приемлют ужасные деяния, совершенные режимом Асада, и мы уверены, что этот побег не станет последним», – заявил Витор.
Сейчас на вооружении сирийской армии находятся, по разным данным, от 140 до 219 самолетов МиГ-21 различных модификаций. Первые образцы машин этого типа были разработаны советским ОКБ Микояна и Гуревича в середине 50-х годов.
Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин, бывший военный летчик, который в октябре 1973 года, во время войны с Израилем, был командирован в Сирию в качестве советника, заявил газете ВЗГЛЯД, что из человека, который давал присягу и перелетел на территорию условного врага, противники Асада теперь сделают политический символ.
«В таком случае я сразу начинаю вспоминать историю. Во время Великой Отечественной войны у нас не было ни одного случая перелета советских летчиков на территорию врага. Что произошло, я не знаю. Дело в том, что сирийские летчики – люди без патриотического стержня. Произошедшее показывает, что армия не является защитником конституции государства, несмотря на то что они достаточно долго ведут войну с мятежниками. Мятеж не может возыметь удачи, иначе звался б он иначе...» – напомнил известный афоризм Анохин.
Эксперт добавил, что «сирийская армия никогда не отличалась большим патриотизмом». «Хотя в 73-м году, когда я воевал с ними вместе, они показались мне намного серьезней и более подготовленными, чем египетская армия. Кстати, тогда нам израильтяне здорово холку начистили – из трех моих самолетов три сгорели. Я думаю, что эпизод с дезертирством – исключение из правил. Этого парня в результате всей его деятельности ничего хорошего в дальнейшем не ждет. Предатель есть предатель», – подытожил эксперт.
Отметим, что аналогичный эпизод дезертирства произошел и в Ливии – в самом начале восстания против режима Муаммара Каддафи.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в феврале прошлого года два пилота национальных ВВС на своих самолетах улетели на Мальту и запросили там политического убежища. На такой шаг они пошли после того, как командование приказало им бомбить участников массовых акций протеста в Бенгази.