В мае Дмитрий Медведев, находясь в должности президента, подписал закон, вернувший в России прямые выборы глав регионов. Закон вступает в силу 1 июня 2012 года, а первые выборы на основе нововведений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года, передает РИА «Новости».
Можно назвать десятка полтора регионов, которым исторически не повезло, у которых с самого начала не было сильных руководителей. Они там распустились
Нынешняя череда губернаторских отставок началась после декабрьских думских выборов, всего за прошедшие пять месяцев стало известно о смене глав 17 регионов: 14 человек ушли по собственному желанию, еще троим не продлили полномочия – подмосковному губернатору Борису Громову, томскому Виктору Крессу, омскому Леониду Полежаеву.
В мае покинули кабинеты главы Ставрополья Валерий Гаевский (2 мая), Мордовии Николай Меркушкин, Самарской области Владимир Артяков (оба 10 мая). Обязанности главы Мордовии исполняет премьер республики Владимир Волков, а самарского губернатора – экс-глава Мордовии Николай Меркушкин.
В пятницу пресс-служба Кремля сообщила об очередных перестановках в губернаторском корпусе. Президент Путин принял отставку по собственному желанию губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, он сложит полномочия 28 мая.
Глава Бурятии Вячеслав Наговицын также написал заявление о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию. Президент подписал соответствующий указ, который вступает в силу с 12 мая. Представитель пресс-службы главы Бурятии пояснил, что отставка связана с процедурой переутверждения Наговицына на его посту до истечения срока полномочий.
Директор Института политики и государственного права Виталий Иванов в интервью газете ВЗГЛЯД объяснил логику последних назначений глав регионов и назвал идеальных губернаторов.
ВЗГЛЯД: Виталий Вячеславович, как вы считаете, насколько адекватно было поставить экс-главу Мордовии Николая Меркушкина управлять сейчас Самарской областью?
Виталий Иванов: Меркушкин – один из самых успешных с точки зрения управления электоральным процессом региональных глав. Во все времена, во всяком случае в 2000-х и 2010-х годах, в республике голосуют очень хорошо. И это в свою очередь является не только показателем, но и доказательством того, что с общей управляемостью и общей успешностью там все в порядке. Там успешно осуществляется политическое руководство, никакой вменяемой оппозиции в принципе нет, соответственно, Меркушкин получает на выборах отличный результат. Логика состоит в том, чтобы перевести такого прекрасного руководителя в электоральную неблагополучность, чтобы он поправил там ситуацию. Это попытка перевести успешного губернатора в сложный регион с тем, чтобы он повторил там свой успех.
ВЗГЛЯД: Сможет ли Меркушкин быстро войти в курс дела и успешно руководить регионом, контролировать протестные настроения и наладить отношения с местным самоуправлением?
В.И.: Самарская область – это не Мордовия. И то, что Меркушкин, который является этническим мордвином, мог сделать у себя на родине, не сможет сделать, скорее всего, в Самаре. Самарская область – это, скажем так, русский регион, а Мордовия – республика, в которой мордва хоть и не составляет большинства, но, тем не менее, является некой направленностью. Меркушкин там был «свой», он всю жизнь проработал в Мордовии.
В.И.: Проблема в том, что стиль, которого Меркушкин придерживался в Мордовии, совершенно не подходит для Самарской области. Самарская область – это такой регион, который существовал с 1990-х годов в ситуации, в которой у него не было хозяина. Оба губернатора, которые там были, в том числе Владимир Артяков, были слабыми руководителями. Они были в ситуации постоянного конфликта с элитой, которая может и способна регулярно демонстрировать свою политическую субъектность и амбиции. Грубо говоря, могут посылать губернатора подальше. В Мордовии же нельзя послать руководителя подальше, потому что за это тебе тут же оторвут голову. Там о таком даже помыслить никто не может. В Кемеровской области тоже нельзя послать руководителя.
В Самарской же области все привыкли к тому, что руководителя посылать можно и даже нужно. Такой же в точности у нас регион Иркутская область. Можно назвать десятка полтора регионов, которым исторически не повезло, у которых с самого начала не было сильных руководителей. Они там распустились. Даже в 2000-х годах ситуация там не сильно улучшилась а где-то даже ухудшилась. Самарская область – это как раз тот регион, где ухудшилась. Меркушкин туда приедет с административными методами и обнаружит, что такие методы там не работают, что надо использовать другие, более, может быть, дорогостоящие, более продуманные. Когда ребята тамошние начнут бунтовать, это все может закончиться тем, что миф об эффективности Меркушкина будет развеян. Лично я ему, конечно, желаю сделать из Самарской области вторую Мордовию.
ВЗГЛЯД: А какая сейчас в принципе обстановка в Мордовии?
В.И.: Республика небольшая и, если откровенно, довольно неразвитая, но обстановка там ровная, идеальная, с точки зрения политического управления регионами. Там не было просто никого, кроме Меркушкина, уже много лет. И никто по этому поводу не возражал. С моей точки зрения, Меркушкин – это прекрасный региональный руководитель. Такого бы в каждый наш регион.
ВЗГЛЯД: С чем, по вашему мнению, связана отставка губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, ведь ранее он заявлял, что не намерен уходить в отставку?
В.И.: Ну он старый, неэффективный, много врагов накопил на федеральном уровне. Область у него, скажем прямо, скучная, поэтому, конечно, после 12-летнего руководства регионом такой слабый человек там просто быть не мог.
ВЗГЛЯД: Возможно ли теперь и есть ли смысл по аналогии с проектом «Большая Москва» слить Санкт-Петербург с Ленобластью в макрорегион и назначить туда, например, Валентину Матвиенко?
В.И.: Московскую область с Москвой никто не сливал. Просто выдрали кусок территории Подмосковья. С Ленобластью можно сделать то же самое. Как говорится, почему бы и нет? Что касается Матвиенко, то она заканчивает политическую карьеру в должности председателя Совета Федерации. Это ее последняя должность.
ВЗГЛЯД: Как стало известно, Сергей Шойгу начинает формирование правительства Подмосковья. Сможет ли он разобраться с местными элитами, или все прежние проблемы, которые были при Борисе Громове, так и останутся?
В.И.: Это зависит от того, чего он сам хочет, как он сам рассматривает эту должность. Вот Громов последние несколько лет не делал вообще ничего. Шойгу может отнестись к этому как к своему второму административно-политическому рождению, начать ситуацию как-то менять, что-то допускать, мутить и т.д., а может, если по-русски, на все забить и рассматривать ее как пенсионную гавань, все остальное доверить министрам, заместителям. Это два разных подхода.
ВЗГЛЯД: Как вы считаете, каковы перспективы корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. По сути, это «суперполпредство». Удастся ли сохранить в этом макрорегионе относительную стабильность?
В.И.: Решение принято. Ведутся переговоры. Это будет реализовано. На политической стабильности это вообще никак не отразится, потому что это история элитная. В ближайшей перспективе простой народ она никак не затрагивает и не затронет. Это вопрос, грубо говоря, распределения бюджетных денег. Этим занимается и будет заниматься очень узкий круг лиц. Их, собственно, это и касается. Там будут новые рабочие места и т.д., но простому народу необязательно знать, что это связано с созданием корпорации. Для них главное, чтобы были рабочие места и платилась зарплата. А по линии ли это корпорации, суперполпредство ли это или федеральная целевая программа – всем абсолютно по барабану. Поэтому ни к какой стабильности это не имеет никакого отношения.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете возможность того, что в Омске и в Красноярске, где проходят протесты оппозиции, повторится ситуация с Астраханью? Будет ли там столичная оппозиция, как, например, это делало карельское «Яблоко», пытаться влиять на власть?
В.И.: Я ничего не слышал про эти протесты. В том, что оппозиция где-то выиграет мэрские выборы, ничего страшного нет. Оппозиция давно каждый год выигрывает в одном-двух-трех крупных муниципалитетах. И это всегда заканчивается ничем. Ничего страшного, даже если где-то появится маркированный оппозиционер, потому что через какое-то время он либо перестанет быть оппозиционером, либо он «сядет».
ВЗГЛЯД: Есть ли у оппозиции шансы вернуть «красный пояс»?
В.И.: Нет. Это то же самое, как если спросить, полетит ли оппозиция на Луну.
ВЗГЛЯД: Всего за прошедшие пять месяцев стало известно о смене глав 17 регионов. Есть ли на очереди еще регионы, руководителей которых могут в срочном порядке поменять?
В.И.: Возможны, но называть я их не буду, потому что они могут как состояться, так и нет.
ВЗГЛЯД: Этой осенью полномочия заканчиваются у губернаторов в Амурском крае, Белгородской, Брянской и Новгородской областях – значит, уже в этом году там могут пройти выборы. Каковы шансы у нынешних губернаторов?
В.И.: В этих регионах довольно сильные руководители. Особенно губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Он без какого-то там юмора – национальная Россия, это лучший губернатор. Я уже говорил, что было бы хорошо, если бы в каждом регионе было бы по Николаю Меркушкину, но на самом деле идеальный вариант – это Савченко. Это реально лучший губернатор России. Что касается Амурской, Брянской и Новгородской областей, то там все просто. Нынешние губернаторы там гарантированно избираемы.