Москва готова обсуждать с «шестеркой» посредников возможность снятия односторонних санкций с Ирана в случае, если тот согласится в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ.
А высказывания господина Нетаньяху больше похожи на крик испуга
Об этом заявил во вторник замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
Дипломат, в частности, сослался на недавнюю предвыборную статью избранного президента Владимира Путина о внешней политике страны, в которой действующий премьер-министр высказал идею о том, что международное сообщество могло бы признать право Ирана на проведение уранообогатительных работ при постановке иранской ядерной программы под всеобъемлющие гарантии МАГАТЭ.
«То есть здесь вы уже видите фактор, который позволит договориться, решающий компромисс, который позволит выйти на сделку. Но там есть еще и третья составляющая: если такая договоренность сформируется, тогда международное сообщество могло бы отменить санкции, в том числе и односторонние. Я считаю, что эта идея абсолютно продуктивная, и мы хотели бы, чтобы она стала предметом обсуждения в ходе предстоящего переговорного раунда», – приводит РИА «Новости» слова замминистра.
Напомним, в последний раз инспекторы МАГАТЭ побывали в исламской республике в конце февраля и вернулись оттуда крайне разочарованными. «Во время как первого, так и второго раундов переговоров делегация агентства просила обеспечить ей доступ на военный объект в Парчине. Иран не дал разрешения на подобный визит», – сообщили в агентстве по итогам визита.
В Тегеране свой отказ объяснили тем, что Парчин не является ядерным объектом страны. «Парчин – это не ядерный, а военный объект. Однажды мы уже позволили инспекторам посетить его, ничего ядерного там никто не нашел. Не исключаем, что МАГАТЭ уже проводит разведку не ядерного потенциала нашей страны, а военного», – заявил посол ИРИ Махмуд Реза Саджади.
Вместе с тем, если верить обнародованному в ноябре прошлого года докладу МАГАТЭ, именно в Парчине Иран ведет работы по созданию предположительного ядерного оружия и проводит испытания элементов бомбы.
Однако вскоре Тегеран изменил свою позицию. Во вторник официальное представительство Ирана в МАГАТЭ заявило, что оно готово согласовать такой визит.
В заявлении также содержится призыв к участникам проходящей в Вене сессии совета управляющих МАГАТЭ «не предпринимать каких-либо шагов, которые могут ослабить сотрудничество» Ирана с агентством.
А во внешнеполитическом ведомстве страны сообщили, что Иран ведет окончательные переговоры об определении места и времени своей встречи с «шестеркой». «Иран всегда заявлял о своей готовности отслеживать этот вопрос через проведение диалога. Сейчас проводим переговоры по поводу определения окончательной даты и места проведения переговоров», – заявил замглавы иранского МИДа по вопросам Ближнего Востока Хосейн Амир Абдоллахиан.
Дипломат также подтвердил, что его страна продолжает реализацию своей мирной ядерной программы и «никогда не позволит, чтобы Барак Обама принимал решение по поводу иранской ядерной программы». «А высказывания господина Нетаньяху (премьер-министр Израиля – прим. ВЗГЛЯД) больше похожи на крик испуга. Акции, которые они планируют предпринять, могут иметь очень опасные последствия», – прокомментировал он итоги прошедших накануне между Вашингтоном и Тель-Авивом переговоров.
Ранее во вторник премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль имеет право на самозащиту от иранской ядерной угрозы. По его словам, его страна «терпеливо ждала, когда сработают дипломатия и экономические санкции», но у всякого терпения есть предел.
За несколько часов до этого Нетаньяху провел переговоры с президентом США Бараком Обамой. Американский президент вновь заверил, что США, если потребуется, и сами прибегнут к силовой акции, чтобы не допустить получения Тегераном ядерного оружия. Сейчас же, по убеждению Обамы, следует сосредоточиться на дипломатическом давлении и санкциях, поскольку военная операция грозит широкомасштабным конфликтом в регионе с непредсказуемыми последствиями, в том числе для Израиля и США.
По словам представителей американской администрации, Нетаньяху подтвердил, что его правительство еще не приняло решение о нанесении удара по Ирану, но в то же время он подчеркнул, что Израиль сохраняет за собой право использовать силу.
Комментируя другие вопросы внешнеполитической повестки дня, Рябков отметил, что Россию обеспокоило отсутствие политической воли у Запада по Сирии. «Мы считаем, что любые проблемы можно решить при наличии политической воли тех, кто имеет влияние в стране, в частности тех, кто влияет на оппозицию. Нужно не говорить, что слишком поздно, а делать, чтобы не было слишком поздно. Не только Россия имеет влияние в Дамаске, но ключевые международные игроки: ЛАГ, западные страны – влияют в недостаточной степени на оппозицию, возможно, даже не в том направлении», – передает ИТАР-ТАСС.
Дипломат также назвал маловероятным участие России в майском саммите НАТО в Чикаго, в случае если Вашингтон и Москва не договорятся по ПРО. «Приглашение принять участие в саммите НАТО у России есть, все зависит от повестки дня. У нас есть большие заделы, но в отсутствие (дискуссии по) ПРО маловероятно, что этого хватит для проведения саммита», – отметил он.