Американские сенаторы единогласно одобрили резолюцию, в которой обвинили Китай «в репрессивной политике» против жителей Тибета.
Некоторые американские сенаторы, путая, где правда, а где ложь, черное с белым, вмешиваются в дела Китая
В документе, принятом сенаторами накануне без каких-либо возражений, парламентарии потребовали от КНР возобновить диалог с представителями находящегося в изгнании духовного лидера тибетцев далай-ламы, освободить всех незаконно задержанных, прекратить политику «запугиваний, притеснения и задержания тех, кто принимает участие в мирных акциях протеста», и позволить иностранным журналистам и дипломатам беспрепятственно посещать автономию. Еще одним требованием сенаторов стала отмена запрета, наложенного Китаем на открытие американского консульства в тибетской столице Лхасе, сообщает AFP.
«Сенат направил тибетскому народу четкое послание: мы солидарны с вами в вашей борьбе за сохранение вашей культуры и свободы вероисповедания. Искренне надеюсь, что принятие этой резолюции убедит Китай начать диалог с далай-ламой и путем переговоров удовлетворить законные требования тибетцев», – заявила один из авторов документа Дайан Фейнстейн.
Еще до принятия резолюции, носящей рекомендательный характер, Пекин предупредил, что будет расценивать очередную попытку поднять тибетский вопрос как вмешательство в его внутренние дела. «Некоторые американские сенаторы, путая, где правда, а где ложь, черное с белым, вмешиваются в дела Китая, прикрываясь тибетским вопросом. Китай решительно выступает против этого», – заявил на днях глава МИД КНР Хун Лэй, сообщает «Интерфакс».
Министр потребовал от американских сенаторов «признавать факты», прекратить политику вмешательства во внутренние дела КНР «по различным поводам» и больше заниматься вопросами, которые «способствовали бы развитию китайско-американских отношений, а не наоборот».
Впрочем, зная, какой будет реакция Китая, Вашингтон регулярно поднимает болезненный для Пекина тибетский вопрос. Так, в 2010 году американский лидер Барак Обама провел встречу с далай-ламой, «оскорбив», по выражению представителей властей КНР, «национальные чувства китайского народа».
«Разрешение далай-ламе посетить США и встреча с ним президента Барака Обамы стали серьезным нарушением основополагающих принципов международных отношений. Китайская сторона требует от Соединенных Штатов надлежащим образом относиться к позиции Китая, незамедлительно принять эффективные меры для устранения негативного влияния, перестать попустительствовать и поддерживать антикитайские раскольнические силы, проповедующие «независимость Тибета», и практическими действиями поддержать здоровое и стабильное развитие китайско-американских отношений», – комментировали произошедшее в китайском внешнеполитическом ведомстве.
Примечательно, что вновь вспомнить о Тибете американские сенаторы решили в момент обострения торговых войн с Китаем. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, ранее Пекин, являющийся монополистом по производству редкоземельных металлов, использующихся в различных высокотехнологичных отраслях по всему миру, объявил о своем решении ввести ограничения на экспорт этого сырья. В ответ на это Вашингтон пригрозил пожаловаться на Пекин в ВТО, чтобы та заставила КНР отменить свое решение.
#{interviewpolit}А чуть позднее уже сами США заявили о намерении увеличить импортные пошлины на поставляемые в страну китайские солнечные батареи, на которые приходится около 20% американского рынка.
Помимо экономических споров, у стран есть и ряд других разногласий: в последнее время США все настойчивее пытаются укрепиться в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В прошлом году, после обострения территориального спора вокруг расположенного в Южно-Китайском море архипелага Спратли, на который претендуют Китай, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Бруней, США демонстративно заняли сторону противников КНР. Так, в середине октября в Южно-Китайском море прошли американо-филиппинские учения вблизи спорных территорий. «Мы будем поддерживать сторону Филиппин, поскольку нас беспокоит растущая напряженность в Южно-Китайском море. Недавние столкновения, произошедшие между Китаем и Филиппинами, могут подорвать мир и стабильность во всем регионе», – заявляла в этой связи госсекретарь США Хиллари Клинтон.
Спустя месяц Вашингтон вновь вспомнил об этом территориальном конфликте: прибывший с визитом в Австралию президент США Барак Обама открыто заявил о том, что главным вызовом в регионе становится растущее давление КНР на своих соседей.
Одновременно американский лидер договорился с руководством материка о размещении на австралийской территории 2,5 тыс. морских пехотинцев. «Это позволит более оперативно реагировать на вызовы в АТР», – подчеркнул он, добавив, что регион является стратегически важным для США.
В октябре новый министр обороны США Леон Панетта также сообщил, что после вывода войск из Афганистана и нормализации ситуации в Ираке Пентагон будет переориентирован на усиление военной мощи именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Желанием ослабить Китай можно объяснить и неожиданное решение США наладить отношения с Мьянмой, являющейся традиционным партнером КНР в регионе.
У наблюдателей не возникло сомнений относительно того, против кого США наращивают в регионе свою мощь. «Это направлено именно против поднимающего голову Китая. США всегда пытаются использовать любой шанс, когда появляется какая-то щель, и туда сразу влезть в военном смысле», – отмечал в интервью газете ВЗГЛЯД первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников.
А на днях Пентагон объявил, что, помимо ПРО в Европе, якобы необходимой США для сдерживания Ирана, американские противоракеты появятся в Южной Корее, Японии и Австралии. При этом в ведомстве заверили, что расширить географию ПРО за счет других континентов их также заставляет потенциальная угроза со стороны исламской республики и КНДР.
Китай на известие о возможном появлении у его границ американской ПРО отреагировал сдержанно. «Китайская сторона обратила внимание на эти сообщения. Мы считаем, что каждая страна должна подходить к вопросам противоракетной обороны с осторожностью, имея в виду сохранение глобальной стратегической стабильности и укрепления взаимного доверия, обеспечение безопасности политическими и дипломатическими средствами», – сказал в этой связи Хун Лэй.