Украина не согласна с увеличением военной мощи Черноморского флота России, заявил в среду советник начальника Генштаба, бывший командующий ЧФ адмирал Игорь Касатонов.
В национальные интересы Украины не входит кардинальное усиление военной мощи России
«Замена кораблей идет в рамках договоров и соглашений. То есть количество не увеличивается, и это главное, на чем настаивает российская сторона. Украина стоит на той точке зрения, что параметры этих (новых) кораблей значительно превосходят старые, мол, это отдельная система и отдельные переговоры, тема полублокируется», – цитирует Касатонова УНИАН. По его словам, это касается не только кораблей, но и авиации, и ряда других устройств.
Касатонов отметил, что эти переговоры проходят очень тяжело и «Украина стоит на тех позициях – пусть оно все постепенно устаревает, когда рассыплется, тогда будет другая постановка вопроса».
По словам Касатонова, диалог так и не ускорился после визита нового министра обороны Украины Дмитрия Саламатина в Москву, состоявшегося 7 марта. «Нужно продолжать работу и консультации», – заметил адмирал. Касатонов также отметил, что тема покупки для ВМС России бывшего крейсера «Украина» долгое время отсутствует в двухсторонней повестке дня, хотя он лично выступает за положительное решение этого вопроса.
Киев давно требует, чтобы Москва согласовывала с ним все свои действия на флоте, предоставляла полный перечень вооружения новых кораблей, а также заключала контракты на их обслуживание только с украинскими судоремонтными предприятиями.
Например, последние шесть кораблей ЧФ ремонтировались в Болгарии, а подлодку «Алроса» чинили на верфях Санкт-Петербурга. Хотя с необходимым ремонтом, заявил газете ВЗГЛЯД источник в МИД Украины, вполне могли бы справиться верфи Николаева, Севастополя или Феодосии. При этом дипломат опроверг предположение о том, что ремонт на Украине гораздо дороже. «Главной причиной отказа от услуг украинских верфей служит пресловутый политический фактор», – подчеркнул собеседник газеты ВЗГЛЯД.
В дипломатическом ведомстве Украины заявили, что хотели бы точно знать, чем перевооружают флот, поскольку класс и тип перемещаемых кораблей напрямую укажет на то, как видит его будущее Москва.
«Если в состав ЧФ войдут корабли прибрежной зоны, то флот будет решать оборонительные задачи в Черноморском регионе. Но если это будут, скажем, не корветы, а океанские фрегаты, то доктрина ЧФ вполне может переключиться на решение наступательных задач на дальних направлениях», – пояснил источник в МИДе.
В свою очередь Россия стремится избавить свою военно-морскую группировку от какой-либо опеки Киева. Напомним, еще в прошлом году тогдашний министр обороны Украины Михаил Ежель обещал разрешить замену устаревшего вооружения на флоте. Однако российский коллега Анатолий Сердюков, прибыв в Киев, в итоге так и не смог подписать соглашение о замене кораблей. Главной причиной этого стало требование Ежеля раскрыть информацию о перевооружении.
#{ussr}По мнению эксперта украинского Центра исследований армии, конверсии и вооружения Сергея Згурца, пока ситуация далека от конфликта, продолжаются «нормальные переговоры, поиск компромисса».
«Де-факто количественный состав флота между Украиной и Россией зафиксирован в соглашениях 1997 года. Условия же замены кораблей должны были регламентироваться отдельным соглашением», – пояснил Згурец газете ВЗГЛЯД. Но соглашение так и не было заключено.
«В национальные интересы Украины не входит кардинальное усиление военной мощи России», – подтвердил эксперт.
Напомним, сейчас боевой состав Черноморского флота насчитывает около 50 кораблей, не считая судов сопровождения. Личный состав достигает 25 тысяч человек. Подробное описание ЧФ приводится на специальном сайте, созданном под эгидой администрации Севастополя и самого флота.
Игла адмиралтейства
По словам Згуреца, Украине не очень нравится напористая политика России в этом вопросе. «Так, Москва поторопилась заявить еще в позапрошлом году, что на Черноморский флот будут заведены и два новых корвета, и чуть ли не три подводные лодки, будут заменены истребители-бомбардировщики на новые самолеты новейших модификаций – Су-24 на Су-30, – напомнил Згурец. – Все это привело к тому, что украинская сторона все более скептически настроена к желанию россиян поменять весь флот на новые корабли, и это, ясное дело, вызывает недовольство российских адмиралов».
Кроме того, за это время Москва явочным порядком ввела в состав флота два корабля на воздушной подушке «Самум», в обмен пообещав передать в собственность Украине здание Матросского клуба в Севастополе, но потом это обещание забыла. Ситуация повторилась, когда в состав эскадрильи были задним числом включены два самолета-разведчика Су-24МР. Что касается упреков адмирала, то Згурец считает их частью переговорного процесса.
«Касатонов использует свой вес и влияние для давления на переговорный процесс. Пребывание ЧФ на Украине до сих пор было сопряжено с рядом нюансов. Ситуация не должна выходить из правовых рамок. Не может флот чужой страны, как мы воспринимаем флот России, бесконтрольно усиливаться кораблями, самолетами и подводными лодками, потому что в этом есть вызовы для безопасности Украины. Тем более на фоне сложностей в переговорах с Россией, скажем, по газу», – подчеркнул эксперт.
Скажем, два года назад речь шла о том, что Украина готова пойти на уступки России все в том же вопросе переоснащения флота, если Москва согласится на условия делимитации Керченского пролива. Такой обмен, в частности, предлагал зампред комитета Верховной рады по иностранным делам, представитель правящей Партии регионов Леонид Кожара.
Харьковские соглашения, давшие Украине скидку на газ в 100 долларов, теперь воспринимаются в Киеве с чувством досады, поскольку там верят, что страна продолжает платить за российские энергоносители дороже многих европейских стран. Теперь, по мнению наблюдателей, в окружении Януковича ищут новых выгод от пребывания ЧФ в Крыму.