В четверг штаб бывшего кандидата в президенты Южной Осетии был занят сотрудниками ОМОНа, которые ворвались в помещение, чтобы увести Джиоеву на допрос. Как сообщили ИТАР-ТАСС свидетели происшедшего, весь квартал, где находится штаб, оцеплен сотрудниками правоохранительных органов, кроме того, были разогнаны ее сторонники, находившиеся в штабе.
У властей был один мотив – изоляция Аллы Джиоевой. Мировая практика еще такого не знала, чтобы по отношению к женщине применялись такие меры. Пиночет и все остальные отдыхают
От здания отъехали машины скорой помощи, которые увезли людей, избитых при штурме. По свидетельствам очевидцев, в момент нападения Джиоевой стало плохо с сердцем и ее увезли.
Лидер общественного движения «Осетия за демократию», доверенное лицо Джиоевой Батраз Дзуццати сам не присутствовал в штабе, но со ссылкой на очевидцев сообщил газете ВЗГЛЯД, что в здание «ворвались человек 50». «Джиоеву несколько раз ударили прикладом автомата. Она потеряла сознание. Ее забрали в реанимацию с подозрением на инсульт», – рассказал Дзуццати.
Впрочем, официальных подтверждений версии о том, что Джиоева была избита, нет.
Представитель Джиоевой Фатима Кокоева уточнила, что ОМОНом оцеплен не только штаб, но и здание республиканской больницы. «Там везде ОМОН: и вокруг больницы, и вокруг здания штаба. К Алле Алексеевне никого не пускают», – сообщила Кокоева.
И. о. генпрокурора республики Георгий Кабулов сообщил «Интерфаксу» свою версию событий. По его словам, никакого насилия к Джиоевой не применялось. Следователь прокуратуры прибыл вечером в штаб с повесткой для Джиоевой прийти в Генпрокуратуру. Джиоеву звали дать показания по уголовному делу, возбужденному еще 30 сентября в связи с попыткой госпереворота. Имеется в виду эпизод, когда группа сторонников тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева, которому отказали в регистрации кандидатом в президенты, попыталась штурмом захватить здание ЦИК.
По словам Кабулова, Джиоева ссылалась на то, что в пятницу у нее инаугурация, и отказывалась общаться. В ходе разговора женщине стало плохо, и следователь вынужден был вызвать наряд милиции и скорую помощь. Кабулов сообщил, что Джиоева находится в республиканской больнице с диагнозом «гипертонический криз».
Как передает РИА «Новости», врач-реаниматолог уточнил, что «врачи подозревают у нее микроинсульт». «После клинического обследования будет более точный диагноз», – сказал медик.
Главный врач республиканской больницы Маирбек Кокоев исключил наличие у Джиоевой каких-либо травм, о которых заявляют ее сторонники. «Это исключено. Джиоева обследована, травм у нее нет, причиной ее плохого самочувствия является гипертонический криз, вызванный ее переутомлением», – сказал Кокоев.
Напомним, 27 ноября в Южной Осетии прошли выборы президента, в которых участвовали глава МЧС республики Анатолий Бибилов и экс-министр образования Алла Джиоева. ЦИК по итогам голосования сообщил, что победила Джиоева. Но Верховный суд отменил результаты выборов со ссылкой на нарушения в ходе дня голосования, допущенные сторонниками Джиоевой. Не согласившись с этим вердиктом, Джиоева объявила себя избранным президентом, ее сторонники заняли центральную площадь Цхинвала.
Акция протеста длилась до вечера 9 декабря, когда действующий тогда президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и Джиоева достигли соглашения по урегулированию ситуации. На следующий день Кокойты объявил о своей отставке и передал полномочия премьер-министру Вадиму Бровцеву. Однако парламент отказался выполнить важнейший пункт соглашения – уволить генпрокурора Таймураза Хугаева и председателя Верховного суда.
В итоге 18 января Джиоева отозвала свою подпись под соглашением и потребовала передачи ей власти как законно избранному президенту. Свою инаугурацию она назначила на пятницу.
Батраз Дзуццати связал силовые действия властей с запланированной на пятницу церемонией. Ранее правоохранительные органы неоднократно заявляли о том, что не допустят противоправных действий, способных дестабилизировать обстановку накануне повторных выборов 25 марта. Так, в среду в Южную Осетию не разрешили въехать группе российских журналистов, которые планировали освещать инаугурацию Джиоевой.
«У властей был один мотив – изоляция Аллы Джиоевой. Мировая практика еще такого не знала, чтобы по отношению к женщине применялись такие меры. Пиночет и все остальные отдыхают», – возмущается Дзуццати.
В свою очередь Бровцев назвал заявления Джиоевой о провозглашении себя главой государства призывом к попытке захвата власти.
«Отдельные политические силы пытаются до предела обострить в республике общественно-политическую обстановку. Так, экс-кандидат в президенты Джиоева публично объявила о своей инаугурации 10 февраля 2012 года и вступлении в должность президента, что явно противоречит решениям как парламента РЮО, так и других органов государственной власти, обеспечивающих законный порядок, правопреемственность президентской власти. Такого рода заявления явно ведут к нарушению конституционного строя и фактически являются призывом к попытке насильственного захвата власти», – говорится в заявлении Бровцева, которое приводит агентство РЕС.
«Беру на себя всю ответственность по пресечению попыток антиконституционного переворота в республике; нарушения существующих законов РЮО будут пресекаться самым решительным образом; в стране будут предприняты дополнительные меры по защите правопорядка конституционных прав и свобод граждан», – пригрозил Бровцев.