То, что действующий губернатор Томской области Виктор Кресс, возглавляющий регион больше 20 лет, покидает свой пост, стало понятно еще на прошлой неделе, когда фамилии Кресса не оказалось в списке выдвиженцев «Единой России».
Назначение Жвачкина явно не направлено на сохранение преемственности власти. Тем более что будущий губернатор давно не работал в регионе
Хотя формальных причин для отставки, казалось бы, и не было, срок пребывания на службе оказался, по словам самого Кресса, решающим фактором. Он уже сам признавался, что 20-летний срок управления регионом многими сейчас «воспринимается как преступление».
Уходящего губернатора, напомним, Кремль уже наградил орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Кресс был одним из последних губернаторов-тяжеловесов, «долгожителей», назначенных на свой пост еще в начале 1990-х первым президентом Борисом Ельциным. Поскольку Кресс имеет немецкие корни, провинциальный Томск служил даже местом для проведения саммитов Россия – Германия. С Германией, как ни странно, связана и биография нового губернатора Жвачкина – он получал там образование.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в список его преемников от правящей партии попали, кроме Жвачкина, его тезка, спикер томской думы Сергей Ильиных и ректор Томского политехнического университета Петр Чубик. Однако фаворитом с самого начала слыл Жвачкин.
«Жвачкин еще в середине 1990-х активно лоббировал интересы своей компании в Томской области. Благодаря этому он очень активно рос в компании и со временем стал руководителем краснодарского филиала Газпрома», – пояснил газете ВЗГЛЯД вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.
Напомним, Жвачкин родился в январе 1957 года в Перми. Окончил Тюменский инженерно-строительный институт, Академию народного хозяйства в Киле (Германия). С 1980 года работает в нефтегазовом комплексе. Для Томской области он человек не чужой, поскольку прожил тут четверть века – с 1979-го по 2004-й. Правда, последние пять лет Жвачкин провел на Северном Кавказе, возглавляя ООО «Газпром трансгаз Краснодар».
В Томской области Жвачкин стоял у истоков создания газовой отрасли в регионе, участвуя в обустройстве всех месторождений в 1990-х годах, руководил «Томскгазом» и крупной производственной компанией ОАО «Востокгазпром». Кроме того, Жвачкин тесно связан с нефтяниками, в частности, в середине 1990-х годов он руководил Восточной нефтяной компанией (ВНК), позже купленной ЮКОСом, а затем перешедшей в «Роснефть».
Неудивительно, что многие эксперты считают кандидатуру Жвачкина выдвиженцем вице-премьера Игоря Сечина, как раз курирующего «Роснефть» и весь энергетический сектор в правительстве.
Туровский опасается, что «варяга» Жвачкина могут неоднозначно воспринять региональные элиты.
«Газовое лобби победило, но в оценке его дальнейших перспектив я бы проявил осторожность. Назначение Жвачкина явно не направлено на сохранение преемственности власти. Тем более что будущий губернатор давно не работал в регионе и не имеет управленческого опыта такого уровня, политическая стабильность в регионе явно сейчас окажется под угрозой. Нет никаких гарантий, что рейтинги власти теперь резко поползут вверх, так как смена власти далеко не всеми будет воспринята на ура», – полагает Туровский.
Политолог считает, что единственной бизнес-задачей Жвачкина в регионе может стать раздел местного предприятия «Томскнефть» между владеющей им ныне «Роснефтью» и Газпромом. Во многом, полагает Туровский, передел нефтяного рынка в регионе будет зависеть и от позиции нового главы региона.