Москва подтверждает готовность оплатить задолженность перед Киргизией за аренду инфраструктуры в этой стране, но вместе с тем напоминает о государственном долге перед Россией почти в полмиллиарда долларов. Так отреагировали в Москве на последние заявления президента Киргизии.
Позиция такая: я большой барин, а вы какая-то мелочевка. Да, мы маленькая страна, но мы уже независимая страна
«По информации, полученной от участников состоявшихся недавно в Москве переговоров президента России Дмитрия Медведева с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым, при обсуждении всего комплекса вопросов, состояния и перспектив двустороннего сотрудничества важное место заняло рассмотрение проблематики взаиморасчетов по имеющимся задолженностям. Так, с российской стороны была подтверждена готовность уже в ближайшее время произвести оплату за аренду и использование инфраструктурных объектов в Киргизии – около 15 млн долларов», – говорится в сообщении Кремля, поступившем в субботу в «Интерфакс».
Вместе с тем пресс-служба отмечает, что «более сложным является вопрос о погашении государственного долга Киргизии перед Российской Федерацией, составляющего почти полмиллиарда долларов» (493 млн долларов).
«С российской стороны было выражено понимание тех сложностей, которые испытывают партнеры в связи с тяжелым финансово-экономическим положением Киргизии, и подтверждена готовность к поиску различных вариантов урегулирования этой задолженности. Перспективы решения этой проблемы, таким образом, во многом зависят от позиции киргизского руководства», – подчеркивается в заявлении Кремля.
Ранее в субботу в эфире «Эха Москвы» президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что Россия задолжала 15 млн долларов за использование военной базы в Канте. По словам киргизского лидера, арендная плата за базу не выплачивалась россиянами четыре года, причем без ведома президента России.
«И я сказал: слушайте, нужна ли нам такая база? – заметил Атамбаев. – И меня удивило, что правду даже Медведеву не говорили». «Он был в шоке от того, что четыре года даже арендную плату мизерную Министерство обороны России не считает нужным платить...» – отметил Атамбаев в интервью радиостанции.
На вопрос, почему Минобороны не платило, лидер Киргизии ответил следующее: «Позиция такая: я большой барин, а вы какая-то мелочевка. Да, мы маленькая страна – я сказал об этом и Владимиру Владимировичу, и Дмитрию Анатольевичу, – но мы уже независимая страна. И мы гордая страна».
Реакцию Дмитрия Медведева на слова о долге президент Киргизии охарактеризовал следующим образом: «Он дал команду – вчера при мне звонил, – чтобы в течение 10 дней министр обороны России заплатил долги».
А на вопрос, обсуждалась ли тема полного вывода российских военных баз с территории Киргизии, Атамбаев ответил так: «Я люблю делать шаг за шагом, step by step. Бог даст, в 14-м году мы выводим одну базу (американскую – прим. ВЗГЛЯД). Сейчас мы разбираемся по всем соглашениям с Россией, в том числе по военной базе. Я сказал, не исключено, что пойдем другим путем, но в едином стратегическом партнерстве с Россией...»
Вскоре после этого последовала реакция финансовых ведомств по поводу долговых взаимоотношений двух стран. Сообщается, что в счет погашения долга перед Россией Бишкек и Москва обсуждают вопрос о передаче 48% акций оборонного киргизского предприятия «Дастан». При этом другую часть долга перед Россией киргизы надеются списать или реструктуризировать.
Министр финансов Киргизии Акылбек Жапаров также отметил, что из 493 млн долларов задолженности 193 млн были предоставлены Киргизии Россией в середине 90-х годов, а 300 млн – в 2009 году. В том же году Киргизия и Россия подписали соглашение о передаче российской стороне контрольного пакета акций предприятия «Дастан», однако оно не было исполнено до сих пор, и теперь в киргизском правительстве не исключают, что вместо него будет заключено новое соглашение.
#{ussr}Открытое акционерное общество «Транснациональная корпорация «Дастан», как сообщается на его официальном сайте, было образовано в 1956 году как завод физических приборов. Это одно из ведущих предприятий в области создания и производства морского оружия и подводно-технических средств специального назначения.
В свое время предприятие поставило на вооружение Военно-морского флота СССР целый ряд образцов торпедного оружия, десятки различных видов систем самонаведения, неконтактных взрывателей, систем телеуправления и нестандартного контрольно-измерительного оборудования к ним. В частности, в бытность СССР предприятие специализировалось на производстве высокоскоростных торпед ВА-111 «Шквал» – эта торпеда до сих пор не имеет аналогов за рубежом.
И в том же интервью президент Киргизии однозначно высказался за вывод из своей страны американского перевалочного пункта – военной базы «Манас». По его словам, ему удалось объяснить США, что после 2014 года в аэропорту Манас не должно быть военных.
«Они все думали, что я пытаюсь какие-то деньги выбить то ли для страны, то ли для себя. На последних встречах с представителями президента Обамы и Госдепа они вроде бы уже поняли, что надо выводить. В гражданском аэропорту не должно быть военных баз. Сейчас смотрите, какая ситуация между США и Ираном. У Ирана есть ракеты, которые идут на несколько тысяч километров...» – рассказал Атамбаев.
«Решение о выводе иностранных военнослужащих, военной базы из гражданского аэропорта продиктовано безопасностью столицы Кыргызстана и гражданского населения», – эти слова Атамбаева прозвучали уже в интервью радиокомпании «Голос России».
По мнению Атамбаева, ни в коем случае киргизская база не должна использоваться против Ирана.
А накануне Москва высказала свои опасения по поводу того, что США могут воспользоваться территорией Киргизии для удара по Ирану. О вероятности такого сценария в среду заявил представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
«Причина для этого – не только в географической близости данного региона к возможной зоне боевых действий, но и в наличии там целого ряда военных объектов США и НАТО, в частности американского центра транзитных перевозок в аэропорту Манас в киргизской столице, который в настоящее время задействован для нужд международной коалиции в Афганистане. Нельзя исключать, что данный объект может быть использован в потенциальном конфликте с Ираном, хотя это потребует изменения, а скорее нарушения американо-киргизского соглашения по статусу этого центра», – приводит слова дипломата ИТАР-ТАСС.
По словам Лукашевича, азиатские соседи России сами прекрасно понимают стоящую перед ними угрозу быть втянутыми в ирано-американский конфликт. Тем более что для Вашингтона война с Ираном именно с этого направления может показаться заманчивой идеей.
«За ссылками на необходимость обеспечить режим нераспространения ядерного оружия может крыться стремление перекроить геополитическую карту большого и богатого углеводородами пространства, частью которого является Центральная Азия. Мы надеемся, что дело не дойдет до реализации подобного апокалиптичного сценария», – подчеркнул представитель МИДа.
США, комментируя развитие ситуации с Ираном, ранее не исключали, что в крайнем случае они могут пойти на любые меры для предотвращения появления у этой страны ядерного оружия. Впрочем, пока Вашингтон настаивает, что ударить по Тегерану намерен по собственной инициативе Израиль. Оставляют за собой право ударить первыми и в Иране.