На Украине в четверг отмечают «свое 23 февраля». Так в шутку многие называют день вооруженных сил, который был учрежден постановлением Верховной рады 6 декабря 1993 года.
Армия, где призывники просто будут заменены контрактниками, но потенциал не увеличится, – это не профессиональная армия
«Анализ последних вооруженных конфликтов свидетельствует о том, что победа достигается не за счет количества войск, а за счет их высокого уровня подготовки, оснащения и профессионализма», – сказал президент Виктор Янукович, выступая в Доме офицеров в Киеве. В связи с этим, по словам главы государства, будут пересмотрены задачи, структура и система ВСУ.
«Их численность будет значительно сокращена, мы приостановим призыв срочной воинской службы и перейдем к комплектованию армии исключительно по контракту», – пообещал Янукович.
Напомним, разработанная министерством обороны реформа предполагает сокращение численности армии в течение ближайших пяти лет со 192 тыс. до 70 тыс. человек и упразднение срочной службы уже к 2017 году.
После распада Советского Союза Украина унаследовала одну из наиболее мощных в Европе группировок войск, оснащенную ядерным оружием и современными образцами другого вооружения. Численность ее достигала 700 тыс. человек. Позднее Украина отказалась от ядерного оружия, резко сократила личный состав, количество вооружений и военной техники. Армия, по данным этого года, насчитывает 184 тыс. человек, в том числе до 139 тыс. военнослужащих, оставаясь пятой по размеру армией Европы.
Недорогие офицеры
Основная проблема украинской армии – низкий уровень денежного довольствия и отсутствие гарантий социальной защищенности. Как следствие – низкий моральный дух и офицеров и контрактников.
Среди армий бывшего Советского Союза только в молдавской денежное довольствие еще скромнее, чем в украинской. Украинские младшие офицеры (командир взвода – командир роты) получают столько же, сколько молодые солдаты и сержанты-контрактники Казахстана, то есть 250–300 долларов в месяц. Лейтенант же маленькой и компактной (как хочет Янукович) латвийской армии получает в месяц почти 800 долларов, не говоря уже о зарплатах военных в странах Средней Европы. Лейтенант российской армии получает не менее пятидесяти тысяч рублей, то есть более чем 1600 долларов.
В этом году празднование Дня украинской армии совпало с последним днем работы старой Верховной рады, на заседании которой был очень быстро проголосован бюджет на следующий год. Ожидавшие подарка военные в общем-то его не получили. Впервые за всю историю независимой Украины в нем не предусмотрено средств на строительство и приобретение жилья для военных.
Всего в бюджете на 2013 год на армию заложено менее 2 млрд долларов (чуть больше 15 млрд гривен). Это означает, что Украина предполагает тратить на одного военнослужащего приблизительно в 5 раз меньше, чем в российской армии, и в 30 раз меньше, чем в польской.
Поэтому эксперты с сомнением выслушали обещание Януковича о создании компактной и боеспособной армии.
#{weapon}«2012 год для украинской армии является временем активизации восстановления вооружений и военной техники, которые находятся в боевом составе. Нельзя не заметить определенных успехов на этом поприще. Темпы ремонта и частичной модернизации авиатехники, средств противовоздушной обороны и кораблей свидетельствуют о том, что стагнация украинской армии остановлена», – заявил газете ВЗГЛЯД директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.
Однако эксперт указал и ряд негативных тенденций. Во-первых, Украина имеет экспортно-ориентированный оборонный комплекс, который по минимуму задействован в области перевооружения:
«Государственный оборонный заказ смещен на вторую половину года, уровень оборонных расходов, если не будет в бюджете заложено больше 20 млрд гривен, не позволит говорить серьезно о развитии вооруженных сил».
Как указывает Бадрак, Украина существенно отстает от государств-соседей, которые активно перевооружают свои армии.
«Например, темпы перевооружения Польши, России, Румынии в несколько раз превышают уровень перевооружения Украины. Даже такие государства, как Белоруссия, сегодня активнее занимаются развитием армии, чем Украина. В украинскую армию, к сожалению, не попадают новые технологии. К примеру, закупка беспилотного комплекса у Израиля не привела к развитию беспилотной авиации на Украине, как это произошло в России. Сегодня Россия уже производит на своих производственных мощностях современные беспилотные комплексы», – пояснил эксперт.
#{ussr}Впрочем, арсенал украинской армии все же пополняется. В этом году, по словам эксперта, в войска поступили: боевой вертолет Ми-24ПУ1, наземная радиолокационная станция П-18 «Малахит», бронетранспортеры БТР-4Е и БТР-70Ди, парашютная система «Барс-С». Продолжается работа над национальными программами «Корвет», «Сапсан» и «Ан-70». За последний год было восстановлено 8,4 тысячи образцов военной техники, а также отремонтировано 35 самолетов. На флоте ждут из ремонта корабли. Уже в январе следующего года одиннадцать судов должны быть полностью отремонтированы и приступят к выполнению задач в составе ВМС. Впрочем, аналитики не исключают, что даже приоритетные программы вооружения из-за недофинансирования превратятся в «долгострои».
«Темпы финансирования и темпы перевооружения таковы, что Украине при всем желании не справиться за ближайшие 5–6 лет с задачей создания мобильной профессиональной армии европейского типа», – сетует Бадрак.
«С таким бюджетом, какой приняли сегодня, можно поддерживать армию на уровне ремонта и частичной модернизации. Такие деньги могут позволить на адекватном уровне заниматься боевой подготовкой. Но заняться развитием армии такой бюджет не позволит. Например, развитие сил специальных операций – то, что нас волнует сильно – невозможно».
«Служба – потеря времени»
Эксперт признал, что к 2017 году можно, как и обещает Янукович, перевести армию на контрактный принцип формирования, однако контрактный принцип и профессиональная армия – это «две большие разницы».
Как считает Бадрак, контрактная армия – это та, в которой существенно улучшится качество боевой подготовки.
«Армия, где призывники просто будут заменены контрактниками, но потенциал не увеличится, в силу медленного перевооружения и высокого оттока контрактников – это не профессиональная армия, – заявил эксперт. – Если армия в ближайшие годы так и не попадет в приоритеты финансирования, то, к сожалению, это не будет армия, соответствующая уровню таких стран, например, как Польша, Чехия».
Бадрак видит следующие пути развития армии: «Увеличение финансирования до хотя бы 20 млрд гривен – это нижняя граница возможности для развития армии, включая перевооружение. Создание отдельных, национальных программ перевооружения с перебойным финансированием. Третье – максимальное использование экспортных возможностей оборонного комплекса, внедрение новых технологий в армии, в том числе импорт технологий».
Что касается рядовых украинцев, то по итогам соцопросов, большинство по-прежнему считает военную службу «потерей времени» и не осуждает тех, кто уклоняется от нее.
Кроме того, большинство (72,9%) не считает, что рост оборонного бюджета улучшит состояние украинской армии. Надежду на это выразили 14,4% опрошенных. Также большинство граждан (68,3%) считает, что армия не способна защитить страну в случае реальной угрозы. Верят в то, что украинская армия на это способна, 23,4%, то есть менее четверти опрошенных.