Во вторник в Рунете активно обсуждалась ссора бывших адвокатов Pussy Riot с одной из участниц панк-группы Екатериной Самуцевич. Ранее в интервью «Ленте.Ру» она заявила, что адвокаты в ходе процесса больше занимались политикой, а не юридической защитой. Адвокаты в ответ упрекали свою бывшую подзащитную во «лжи и продажности».
Изначально адвокаты вели свою игру. Была акция Pussy Riot и была кампания адвокатов, которая была развязана для создания имени этой группы
«Для меня дело PUSSY RIOT закончено. Эта страница перевернута. Я больше не стану его комментировать!» – пообещал один из бывших адвокатов Марк Фейгин в понедельник в своем Твиттере. Однако на следующий день Фейгин вновь и вновь его комментировал. Причем не только комментировал, но и пригрозил Самуцевич обнародовать ее переписку.
«Вы знаете, у меня есть внутренняя ее переписка, которую я, безусловно, снимая с себя ответственность как адвокат, выложу, где говорится совершенно обратное тому, что она говорит сейчас», – пообещал экс-адвокат.
В своем Твиттере Фейгин позднее добавил: «Предупреждаю участников кампании против адвокатов PR. Адвокатская тайна с момента обвинения адвоката в преступлении не действует».
Деньги панков
Кроме экс-адвокатов, оправдываться был вынужден упомянутый в интервью Самуцевич руководитель «Фонда гражданских свобод», созданного Борисом Березовским, Александр Гольдфарб. Живущий в Лондоне давний соратник Березовского в своем блоге признал, что заведовал электронным кошельком для сбора денег за границей в поддержку Pussy Riot. По его словам, деньги в итоге поступали, в том числе, на личные счета адвокатов Марка Фейгина и Николая Полозова, ранее утверждавших, что работают бесплатно. Гольдфарб, однако, отрицает, что деньги поступали напрямую от бывшего олигарха, называя их частными пожертвованиями.
В интервью «Ленте.Ру» Самуцевич заявила: «Нам они (адвокаты) говорили, что работают бесплатно, безвозмездно. И, насколько я знаю, публично об этом заявляли. Но я видела на freepussyriot.org предоставленные для помощи нам личные счета Фейгина и Полозова, и почему они там – я не понимаю до сих пор. Об этом мы точно не договаривались».
Самуцевич рассказала, что Гольдфарб лично перевел три тысячи долларов «на счета родственников Нади и Маши (две другие участницы группы, отбывающие наказание в колониях, – Надежда Толоконникова* и Мария Алехина) после кассации».
В ответ Гольдфарб подчеркнул, что «никакого противоречия между заявлениями адвокатов, что защита предоставляется бесплатно, и сбором денег на юридические расходы я не усматриваю».
«Бесплатно» означает, что клиенту это ничего не будет стоить. Это вовсе не значит, что адвокат должен работать бесплатно и не имеет права собирать деньги у спонсоров или получать гранты со стороны», – считает Гольдфарб.
По его словам, всего из-за границы было перечислено около 79 тысяч долларов, из которых более 52 тысяч перешли «Фонду юридической защиты Pussy Riot», которым заведовали Полозов и Фейгин. Трое адвокатов – Фейгин, Полозов и Виолетта Волкова – ежемесячно получали с электронного кошелька по тысяче долларов, а за время всего процесса Фейгин и Полозов получили по 8,5 тысяч долларов, а Волкова – 7 тысяч.
«Моим родственникам не переводил, потому что я оказалась на свободе. Я так понимаю, что все пожертвования до этого накапливались на счетах адвокатов, сумму они не говорят», – рассказала Самуцевич.
Напомним, что в сентябре телеканал «Россия-1» показал фильм Аркадия Мамонтова, утверждавшего, что Pussy Riot финансировались бывшим олигархом Борисом Березовским для дискредитации РПЦ и руководства государства.
Мамонтов показал интервью с Алексеем Вишняком, работавшим ранее с Березовским. Вишняк признался, что еще до акции в храме Христа Спасителя Березовский показывал ему фото Толоконниковой и ее мужа Петра Верзилова, намекая на их будущую роль в политике. При этом сам Березовский не отрицал близкого знакомства с Вишняком, хотя опровергал свое участие в подготовке акции панк-группы. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, тогда Мамонтов подвергся резкой критике оппозиции – журналиста обвиняли в «заказухе» и «передергивании».
«Мы не мазохистки и сидеть не хотим»
Накануне стало известно, что Фейгин, Волкова и Полозов расторгли соглашение с участницами панк-группы. Вместо них интересы Pussy Riot теперь представляет адвокат Ирина Хрунова. Телеканалу «Дождь» Полозов во вторник заявил, что договор между Pussy Riot и защитой расторгнут по обоюдному согласию.
«Мы оговаривали такие варианты, что если излишняя медийность будет приносить больше минусов, чем плюсов, будем разбегаться», – сказал защитник, отметив, что расторжение договора – «вопрос тактики и стратегии защиты».
Полозов уточнил, что ранее сами клиентки требовали обеспечить максимальный резонанс. По его словам, происходившее в Таганском и Хамовническом судах Москвы и в Мосгорсуде было намеренным продолжением «панк-молебна» в храме Христа Спасителя. Полозов заявил, что «если бы они (Толоконникова, Алехина и Екатерина Самуцевич) сказали: «Нет, мы не хотим сидеть, идите договаривайтесь с судом и властью», мы бы так и поступили».Однако эти слова расходятся с тем, что днем ранее рассказала сама Самуцевич.
«Мы не мазохистки и сидеть не хотим. Это точно. Странно, что некоторые думают, что мы сели, чтобы стать звездами. Это полный бред. Мы скрывались и не хотели уголовного преследования. Мы боролись до последнего. Надя и Маша не хотят сидеть, они спрашивают, когда будет надзорка, отсрочка приговора, когда Евросуд», – сказала участница Pussy Riot, отвечая на вопрос о том, что, по словам Фейгина, девушкам было важно не выйти, а донести позицию.
Паспорт и ключи от квартиры
Во вторник газета «Коммерсант» сообщила, что Самуцевич намерена требовать лишения адвокатского статуса Фейгина, Полозова и Волковой. Она потребовала от Волковой, Фейгина и Полозова вернуть ей ключи от квартиры, паспорт и оригинал письма из Европейского суда по правам человека.
«Самое главное – это содержание ответа от ЕСПЧ, который, скорее всего, получили мои адвокаты бывшие. Летом мы подавали жалобу по мере пресечения, как правило, ЕСПЧ пишет ответ адвокатам, и по нему можно принимать решение, что делать дальше. А так как мне отказываются показывать этот ответ, я не знаю, что делать дальше с моим адвокатом Ириной Хруновой, нам приходится действовать вслепую. Получается, что блокируется возможность моей защиты в ЕСПЧ от моих же защитников», – сказала Самуцевич РСН. Ранее она направила экс-адвокатам официальное письмо с требованием вернуть вещи до понедельника.
«Я написала в полицию заявление об утере паспорта для того, чтобы этот документ был «заблокирован», – сказала Самуцевич, уточнив, что паспорт находится у Волковой, однако та не выходит с ней на связь. Сейчас она обдумывает вариант обращения в адвокатскую палату с просьбой принять соответствующие меры к Волковой.
«Я все еще жду какого-то ответа от Волковой, надеюсь, нам удастся уладить это», – пояснила Самуцевич, добавив, что «эти документы необходимы моим нынешним адвокатам, чтобы продолжить борьбу».
Новый адвокат всех трех участниц группы Ирина Хрунова рассказала газете ВЗГЛЯД, что Самуцевич, когда ее весной привезли в суд, опасаясь ареста, назвалась другим именем – Ириной Локтевой.
«Когда ее привезли арестовывать в суд, ее адвокат (Волкова) вытащила паспорт и сказала о том, что это на самом деле не ее имя, а другое. Следователь снял с паспорта ксерокопию, взял себе эти листы и заверил их. Судья проверила паспорт и отдала обратно адвокату», – пояснила Хрунова.
«Моя клиентка говорит, что весной, когда она уже была арестована и находилась в изоляторе, адвокат ей подтвердила, что ее паспорт находится у нее. Вот по этой причине Самуцевич с такой настойчивостью просит вернуть паспорт», – сказала Хрунова.
В свою очередь Фейгин заявил «Интерфаксу», что бывшие адвокаты не знают, где паспорт. «Адвокат Виолетта Волкова, которая ранее представляла интересы Самуцевич, сообщила мне, что не знает, где находится паспорт ее бывшей подзащитной, у себя она его не нашла», – сказал Фейгин, предположив, что паспорт мог попросту потеряться.
«Возможно, этот паспорт был передан кому-то для того, чтобы его спрятали, самой Самуцевич, также он мог находиться в материалах дела уже позднее. В любом случае, его местонахождение нам, адвокатам, неизвестно», – предположил адвокат.
При этом он отверг обвинения Самуцевич в том, что Волкова ее игнорирует. «Мы все, включая меня, другого адвоката Николая Полозова и Виолетту Волкову, буквально умоляли Самуцевич встретиться, пообщаться, вместе найти ее паспорт. Она за это время ни разу не ответила на наши звонки и письма», – уверяет адвокат.
Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов допускает связь между Березовским и адвокатами.
«Изначально адвокаты вели свою игру. Была акция Pussy Riot и была кампания адвокатов, которая была развязана для создания имени этой группы, а с другой стороны – создания имени самим этим адвокатам и разжигания антиправительственной правовой работы, ведения дел против правительства в судах, чтобы показать, что Россия – неправовое государство, несправедливый суд, что есть идеологические преступления, преследования. Адвокаты вели свою деятельность», – сказал Миронов газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, «эпизод с ключами» также показывает, что адвокаты ведут свою игру и «иногда даже не в интересах своих подопечных». Напомним, что Самуцевич также возмущалась тем, что бывшие адвокаты не возвращают ей паспорт и ключи от квартиры.
«Они пытаются сейчас максимально остаться на плаву, сохранить к себе внимание после закрытия дела группы. Поводов пиариться на самой группе, ее преследовании больше нет. А история с ключами позволяет им еще раз появиться в прессе и еще раз показать, что существует преследование, некое давление», – полагает эксперт.
«Мы были в шоке!»
В свою очередь друзья осужденных участниц Pussy Riot озвучили новую претензию к Фейгину – сайт freepussyriot.org был перерегистрирован на фирму его жены. Как сообщает портал PublicPost, согласно регистрационным данным, сайт freepussyriot.org до сегодняшнего дня был зарегистрирован на активистку Алису Образцову и «Кинокомпанию «Веб-Био», которая, по данным базы «Спарк», принадлежит супруге Фейгина Наталье Харитоновой.
Один из организаторов кампании в защиту Pussy Riot Ярослав Никитенко рассказал, что на сайте можно было узнать об уголовном деле и судебном процессе над Pussy Riot. «Мой товарищ, который по моей просьбе зарегистрировал доменное имя сайта, летом 2012 года встречался с адвокатами, и они ему сказали, мол, смотри, а вдруг с тобой что-то случится, давай лучше перерегистрируем на юридическое лицо, на «Кинокомпанию «Веб-Био», – сказал Никитенко.
По его утверждению, «после этого адвокаты отказались нам отдавать доступ к домену». «Даже когда Катя Самуцевич вышла, ей не отдали, хотя мы, Надя и Маша их об этом просили», – заявил Никитенко, отметив, что «на сайте начали появляться новости, что адвокатов хотят выдвинуть на Нобелевскую премию». «Мы были в шоке! Как будто делать нечего больше накануне кассации, не заботит их ничего, кроме как выдвинуть адвокатов на Нобелевскую премию», – сказал Никитенко.
Говоря о конфликте между участницами Pussy Riot и адвокатами, Никитенко отметил, что девушки «были против коммерциализации, а адвокаты подали заявку на бренд».
Между тем PublicPost приводит слова Фейгина, который говорит, что «никакого на мне доменного имени нет». «У меня никакого сайта нет. То, что сейчас они заявляют насчет сайта, что они там что-то передавали, это все в рамках одной кампании бесстыдного шельмования адвокатов», – подчеркнул Фейгин.
В свою очередь Алиса Образцова, помощник бывших адвокатов Pussy Riot, заявила, что «домен изначально регистрировался группой сторонников, а конкретно Даниилом Бейлинсоном, а затем по общему желанию был передан «Кинокомпании «Веб-Био», однако никакого блокирования информации на ресурсе для этих ребят не было». «Это была чисто техническая процедура. На данный момент в результате того, что Марк, Виолетта и Николай разорвали отношения с девушками, ведется процедура передачи домена на имя Екатерины Самуцевич. Я уже послала письмо группе поддержки Pussy Riot», – сказала Образцова.
По ее словам, «после освобождения Екатерины (Самуцевич) они действительно просили передать домен, но дело в том, что она не единственная участница группы Pussy Riot, есть еще Надежда Толоконникова и Мария Алехина, они однозначной позиции не высказывали». «Более того, изначально в группе Pussy Riot было правило, что решение принимается консолидированно, поэтому домен не передавался. Сейчас, когда понятна общая стратегия, позиция, я сама проявила инициативу и написала им сегодня», – сказала Образцова.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом