Сразу после трансляции фильма НТВ «Анатомия протеста 2», речь в котором идет об отношениях оппозиционера Сергея Удальцова и грузинских политиков, нашлось много людей, которые начали требовать принять меры по отношению к координатору «Левого фронта» в связи с подозрениями в том, что он может планировать подготовку преступлений.
Проблема связана с работой наших законодателей в 1990-е годы, когда многие из них лоббировали антироссийские нормы законов под воздействием своих иностранных друзей
О проведении проверки по материалам фильма уже заявил генпрокурор РФ Юрий Чайка, проверку начал и Следственный комитет РФ. Добиваются расследования по мотивам фильма и политики. В частности, депутат-единоросс Сергей Железняк обратился к силовикам с требованием выяснить, насколько достоверны сведения, изложенные в фильме, и возможно ли привлечение к ответственности упомянутых в нем лиц.
«Изложенные факты свидетельствуют о намерении группы лиц, в том числе граждан иных государств, по предварительному сговору совершить уголовно-наказуемые деяния», – говорится в его заявлении.
Сам Удальцов, впрочем, как и другие упомянутые в фильме персонажи, обвинения в свой адрес отвергает, хотя по сути ни на одно из них не отвечает. При этом свой арест главный «фигурант» не исключает и называет «Анатомию протеста 2» «подготовкой общественного мнения» к этому.
Напомним, в нынешней редакции статья 275 УК РФ «Государственная измена», т. е. «шпионаж, выдача гостайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенные гражданином РФ», наказывается тюремным сроком вплоть до 20 лет со штрафом в 500 тыс. рублей.
В государственной измене Удальцова обвинил политик Эдуард Лимонов, чье заявление газета ВЗГЛЯД уже цитировала. По мнению Лимонова, в фильме он наговорил на очень большой срок: «Там просматривается целый букет тяжких и особо тяжких статей Уголовного кодекса, начиная с измены Родине. Это вам не шуточки, всё очень серьёзно».
По словам известного адвоката Игоря Трунова, в России правоприменительная практика статьи о госизмене или попытке силового захвата власти существует, привлечь человека по ним вполне возможно. При этом журналистский материал сам по себе является одной из форм заявления, в том числе об этих преступлениях, в правоохранительные органы, которые в обязательном порядке должны его проверить. Однако правовая база все же далека от совершенства.
«Эти статьи действующие. В части шпионажа и госизмены на виду огромное количество громких процессов. Однако во времена мутной воды, перестройки и перехода к рыночной экономике от правосудия по этим статьям скрылись еще больше. Дело в несовершенстве законодательной базы в этой части: у нас слабо работает рычаг наказания за эти преступления. Квалификация так размыта, что наказать бывает весьма сложно. Я полагаю, проблема связана с работой наших законодателей в 1990-е годы, когда многие из них лоббировали антироссийские нормы законов под воздействием своих иностранных друзей», – пояснил адвокат газете ВЗГЛЯД.
Говоря конкретно о фильме «Анатомия протеста 2», Трунов отметил, что шумиха всегда сопутствует подобным скандалам и попыткам привлечь – особенно политиков – к ответственности по шпионским, да и вообще любым статьям.
«Шумиха всегда есть по всем шпионским скандалам. Мы уже привыкли, что, когда Россия отстаивает свои интересы, всегда поднимается недовольство», – добавил юрист.
Впрочем, по мнению доктора юридических наук, профессора Академии Генпрокуратуры и главного редактора журнала «Уголовное право» Павла Яни, описанные события не могут быть квалифицированы как шпионаж или госизмена.
«Больше похоже на 278-ю статью УК РФ (насильственный захват власти). И если известно, что один подстрекал другого захватить власть с помощью силы (допустим, сам факт переговоров об этом смогли доказать), то это именно так. Однако это не вопрос квалификации преступления, тут все понятно, нужно проверять на соответствие тексту статьи, а вопрос применения нормы закона. Я, например, не совсем понимаю, какими средствами для захвата власти располагали люди, которых подозревают в этом. Если бы у них были силы, чтобы, например, отключить всю область или ее органы власти от связи, захватить в свои руки органы власти в области. Я не понимаю, как это осуществимо, поэтому на этот счет тяжело серьезно рассуждать, мне вообще неизвестны случаи, когда эта статья реально применялась. Возможно, уголовное дело и будет возбуждено, но вряд ли оно увенчается реальным приговором», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Отметим, что за границей уголовное законодательство в части таких преступлений, как госизмена или шпионаж, более проработано.
Например, в Великобритании они выделены в отдельную категорию: «Преступления против безопасности государства» либо «Преступления против короны и правительства». В перечень нормативных актов попадают документы начиная с XIV века (закон об охране государственной тайны). В связи с этим понимание этого преступления весьма детализировано. Наказанным можно быть за незаконное приближение к запретным местам, незаконную передачу тех или иных документов или сведений с целью причинения ущерба безопасности государства, непринятие разумных мер заботы о секретных служебных документах, укрывательство шпионов, незаконное использование служебной формы. За большинство из них предусмотрено т. н. арестное наказание, т. е. связанное с реальным лишением свободы.
Более чем точные пояснения, что понимать под госизменой и шпионажем, дает французское законодательство. Преступлениям этой категории посвящена вся четвертая книга национального Уголовного кодекса.
Наказание предусмотрено за сдачу иностранцам – организациям или военным – как самостоятельно, так и части национальной территории либо военной техники, сооружений, снаряжения и т. п. Существует и такое понятие, как поддержание связей с иностранным государством с целью вызвать военные действия или акты агрессии против Франции. Запрещен и сбор в интересах иностранных государств сведений о госбезопасности.
Наказан госизменник во Франции может быть вплоть до пожизненного заключения. Однако если он будет помогать или содействовать правоохранителям или суду, наказание может быть сокращено вдвое (в случае пожизненного заключения – до 20 лет).
В Швеции определение более краткое, но вполне конкретное. Госизменником может быть признан тот, кто в ущерб королевству пытался помочь иностранному государству, передав ему без законных полномочий сведения, касающиеся оборонных сооружений, вооружения, снабжения, импорта, экспорта, производственных технологий и пр.
Однако это – либеральная Европа. В США и Китае за преступления против государственности предусмотрено наказание вплоть до смертной казни. В Америке лишиться жизни можно за передачу иностранцам секретной информации о системе национальной обороны. Или за действия в интересах иностранных государств по причинению ущерба США. Любопытно, что равносильное наказание можно получить, если в суде будет доказано только то, что подсудимый рассчитывал, хотя реально не был способен причинить ущерб стране.
В Китае высшая мера наказания предусмотрена за шпионаж, подкуп противником, переход на сторону противника, сепаратизм, вооруженные бунты и беспорядки, продажу за рубеж полученных путем выкупа, вымогательства, шантажа и других незаконных способов секретов и информации государственной важности.