Глава Брянской области Николай Денин сможет принять участие в губернаторских выборах. Это следует из принятого в четверг Верховным судом решения, признавшего недействительным постановление нижестоящего суда об отмене регистрации главы региона в качестве кандидата в губернаторы.
Сейчас они сами пытаются действовать не правовыми, а административными методами
Как передал корреспондент «Интерфакса», апелляционная жалоба Денина и кассационное представление прокуратуры были удовлетворены. Оглашая материалы дела, судебная коллегия сообщила, что согласно решению Брянского областного суда 226 подписных листов от муниципальных депутатов в поддержку Денина были признаны недействительными.
«Из 253 подписанных листов по закону должен быть признан действительным 241 лист, однако среди представленных листов в 185 имеются несоответствия, в 37 подписных листах отсутствует наименование муниципального образования, один нотариально не заверен, в некоторых отсутствует дата», – сказал судья.
«Суд мог опросить всех депутатов»
Выступая в суде, представитель Брянского облизбиркома просил решение нижестоящей инстанции отменить, так как Денин добросовестно выполнил все требования регистрации.
«В законодательстве Брянской области отсутствует понятие действительности подписного листа. Судом исследовалась только достоверность подписей, и у судьи не возникло вопросов с достоверностью подписей. Все подписи были достоверны и действительны», – сказал он.
Также представитель облизбиркома сказал, что заявитель, кандидат от КПРФ Вадим Потомский, нарушил процессуальные сроки подачи. « Заявление поступило в суд по истечении 10-дневного срока, так как Потомский отправил его по почте», – сказал он.
Представитель ЦИК РФ в суде поддержал позицию Брянского облизбиркома в части того, что большая часть подписных листов не может быть признана недействительной.
«Неправильное наименование муниципального образования при проверке избирательной комиссией может быть устранено согласно законодательству о региональных выборах. Подпись признается недействительной, только если недостаток не устранен, однако избирком не усомнился, что именно муниципальные депутаты Брянской области подписали листы», – сказал он.
По мнению Воронина, Брянский суд пошел по общим правилам проверки подписных листов, которые применяются к федеральным выборам. «Согласно закону, подписные листы для регистрации на выборах губернатора, в отличие от федеральных выборов, могут быть исправлены. В конце концов, суд мог опросить всех депутатов на достоверность их подписей», – сказал он.
Представитель Денина Павел Крученков просил жалобу удовлетворить.
«Суд неверно применил норму материального права. В законе Брянской области нет понятия недействительности листа поддержки. Лицами, которые имеют право ставить свою подпись, являются только муниципальные депутаты», – сказал он.
Представитель Потомского Вячеслав Плахотнюк просил жалобу отклонить, а решение суда признать законным. «Мы считаем, что исполнение формальных требований при оформлении подписных листов предусмотрено законом и необходимо. Эти требования должны соблюдаться всеми кандидатами», – сказал он.
Со своей стороны прокурор просила представление удовлетворить. «Суд не вправе был рассматривать требования заявителя, так он допустил изменение и расширение оснований заявленных требований», – сказала она.
По ее мнению, Денин и областной избирком правильно руководствовались требованиями к оформлению листов.
Брянский скандал
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, на прошлой неделе Брянский областной суд отменил постановление регионального избиркома о регистрации действующего губернатора Николая Денина в качестве кандидата в губернаторы на выборах 14 октября.
С иском в суд обратился один из соперников Денина – депутат Госдумы от КПРФ Вадим Потомский. Как пояснил депутат от КПРФ Александр Ющенко, суд счел, что 26 подписей муниципальных депутатов были сделаны одной рукой.
С мнением брянского суда не согласились ни местный избирком, ни прокуратура, ни ЦИК. Зампред Центризбиркома Леонид Ивлев, в частности, пояснил, что ни одна из подписей муниципального депутата в поддержку выдвижения Денина не была признана недействительной. Уже через два дня после принятия судебного решения с выборов добровольно снялись еще два кандидата. «Мы снимаем своего кандидата Михаила Марченко. Мы хотим объединить усилия двух партий – «Единой России» и ЛДПР – под единого кандидата от «Единой России» Николая Васильевича Денина. Мы не хотим, чтобы такой кандидат, как Вадим Потомский, который ранее занимался криминальным бизнесом, стал губернатором Брянской области», – объяснил решение ЛДПР лидер партии Владимир Жириновский.
Вслед за Марченко от участия в выборах отказался и лидер регионального отделения партии «Яблоко» Андрей Пономарев, хотя этот шаг осудил председатель партии Сергей Митрохин, пригрозивший своему подчиненному исключением из партрядов. Что дало повод экспертам предположить, что между КПРФ и федеральным руководством «Яблока» могли существовать некие договоренности.
При этом сами брянские выборы оказались под вопросом.
«Очевидно, что хитрым маневром кандидат от КПРФ хотел добиться решения суда о снятии с выборов губернатора Денина, чтобы остаться один на один с «Яблоком» и выиграть выборы. Эта стратегия сорвана. В результате ему придется или бороться с действующим губернатором, или, если Денин будет снят, выборы будут признаны несостоявшимися», – комментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты Сергей Марков.
Обратили внимание эксперты и на то, что выдвинутый КПРФ на выборах Вадим Потомский очень далек от Компартии. «Это скорей такой олигарх, за которым стоит не Компартия, а различные бизнес-группировки. Тем более, в случае с Брянском произошла консолидация брянских политических сил против варягов, так как Потомский не является ни местным, ни коммунистом. Так что, олигархической группировке, пользуясь флагами Компартии, не удастся захватить контроль над Брянской областью», – отмечал Марков.
Вскоре нависшую над кампанией угрозу осознали и сами коммунисты. Во вторник лидер КПРФ Геннадий Зюганов обратился с телеграммой к президенту страны, в которой призвал его не допустить срыва выборов в Брянской области и «вернуть ситуацию в правовое русло».
Поведение коммунистов вызвало у наблюдателей недоумение. «На этой избирательной кампании коммунисты сами себя перехитрили. Во-первых, они сделали ставку на богатого бизнесмена, причем не только в Брянской области. И это уже повлекло критику руководства партии со стороны старых коммунистов. Во-вторых, их тактика привела к тому, что ситуация просто вышла из-под контроля самой же КПРФ. Так что, теперь их обращения в прессу, митинги, призывы к вышестоящим властям – это просто пиар-ходы», – отмечал в разговоре с газетой ВЗГЛЯД генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов.
По его словам, коммунисты сами поставили выборы на грань срыва, пытаясь устранить сильного соперника и остаться в кампании с заведомо непроходными кандидатами. «Теперь коммунисты обращаются к президенту, хотя он здесь причем? Это обращение к президенту со стороны оппозиционной партии, которая часто говорила о необходимости соблюдения законности, о необходимости создания правового государства, выглядит странно. Сейчас они сами пытаются действовать не правовыми, а административными методами. То есть они намекают, что у нас должно быть телефонное право, и судам будут давать указания?» – удивлялся эксперт.
«Зюганов призывает Путина вмешаться в процесс и ввести ситуацию в правовое русло. Но вмешательство президента будет уже само по себе неправовым шагом. У нас есть судебная система, и президент, кстати, всегда отстаивает независимость судов», – соглашался с Мироновым председатель совета директоров АНО «Центр прикладных исследований и программ» Александр Точенов.
При этом уже тогда эксперты отмечали, что вероятность возвращения Денина на выборы очень высока. «Я ожидаю, что Денин восстановится как участник политического процесса избирательной кампании, а Зюганову не удастся создать преференции для КПРФ и ее представителя Вадима Потомского», – прогнозировал в разговоре с газетой ВЗГЛЯД генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.