Новыми жертвами антииранских санкций США стали иностранные компании. Как стало известно в пятницу, Белый дом ввел ограничения в отношении крупнейшего китайского поставщика бензина в Иран «Жухай Женрон», а также сингапурской «Куо ойл» и эмиратской «ФАЛ ойл», сотрудничающих с Тегераном в энергетическом секторе.
Санкционные меры воздействия на Иран по линии СБ ООН полностью себя исчерпали
Как пояснили в Госдепартаменте, санкции против трех иностранных компаний были введены на основании действующего закона, предусматривающего наказание за «поддержание бизнеса с энергетическим сектором Ирана». Введенные санкции запрещают указанным фирмам получать экспортные кредиты у правительственного Эксимбанка США, а также ограничивают возможности получения кредитов у частных банков. Кроме того, правительство США отныне не сможет выдавать им лицензии на экспорт товаров.
«Соединенные Штаты работают с международными партнерами по оказанию давления на правительство Ирана, чтобы заставить его выполнять свои международные обязательства в ядерной сфере», – приводит ИТАР-ТАСС заявление американского внешнеполитического ведомства.
Ранее США уже инициировали вопрос о введении эмбарго на поставку иранской нефти в Европу и ряд азиатских государств. Как ожидается, данный вопрос будет рассмотрен в ЕС 23 января. Вместе с тем в пятницу стало известно, что, если Европа примет положительное решение по запрету на импорт иранских нефтепродуктов, эмбарго может вступить в силу с отсрочкой в полгода.
Как сообщил Bloomberg информированный европейский чиновник, сделано это будет для того, чтобы такие страны, как Греция, Испания и Италия, на которые приходится 70% закупок иранской нефти в Европе, смогли найти альтернативных поставщиков энергоресурсов.
На днях сократить потребление иранской нефти пообещала и Япония, являющаяся вторым после Китая торговым партнером для Тегерана. Однако как дал понять в пятницу глава МИД этой страны Коитиро Гэмба, окончательного решения по данному вопросу еще не принято и разговоры о сокращении импорта пока являются лишь прогнозами. «Токио должен учитывать степень своей зависимости от Ирана. Кроме того, нестабильность на нефтяном рынке может нанести ущерб мировой экономике. Рост цен пойдет лишь на пользу Ирану и приведет к обратному результату», – подчеркнул министр.
Категорически против новых санкций в отношении Тегерана выступают Пекин и Москва.
На Смоленской площади даже предупредили, что введение новых ограничений в отношении исламской республики, как и возможный военный удар по Ирану, будет расцениваться как попытка свержения правящего режима этой страны. «Дополнительные санкции против Ирана, как и возможный военный удар по ИРИ, без сомнения, будут восприниматься в международном сообществе как преследующие цель смены режима в Тегеране. Наша позиция заключается в том, что с учетом ранее принятых резолюций Совбеза ООН, вводящих ограничение на сотрудничество с этой страной в военной области, санкционные меры воздействия на Иран по линии СБ ООН полностью себя исчерпали», – заявил «Интерфаксу» замглавы МИД России Геннадий Гатилов.
Он также подчеркнул, что односторонние санкции, принимаемые США и ЕС, оказывают негативное воздействие на население Ирана и подрывают усилия международного сообщества по урегулированию иранской ядерной программы. «Все, что может быть предложено для одобрения по линии Совбеза дальше рамок, очерченных указанными резолюциями, не имеет отношения к задаче укрепления режима ядерного нераспространения», – добавил дипломат.
Сам Иран тем временем заявил о своей готовности провести «серьезные переговоры» с «шестеркой» (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия) международных посредников по своей ядерной программе.
«Иран всегда был готов к переговорам с «шестеркой» по своей мирной ядерной программе. Наши турецкие друзья предложили, чтобы они (переговоры) прошли в Турции, и мы дали наше согласие», – заявил находящийся в Турции спикер иранского парламента Али Лариджани.
Напомним, переговоры были прерваны в 2009 году.