Администрация всемирно известного израильского государственного мемориального комплекса «Яд ва-Шем» отказала литовскому послу в Израиле Дарюсу Дегутису и министру культуры Арунасу Гелунасу в участии в международном симпозиуме, посвященном истории холокоста в Литве. Это решение стало ответом на требование литовских властей допросить группу проживающих в Израиле евреев, переживших холокост, которых Вильнюс сам подозревает в военных преступлениях.
Литовцам я ничего не дам, разве что они организуют суд как минимум над девятью пособниками нацистов
В частности, как стало известно, еще 30 августа двое израильских полицейских явились в офис к одному из «подозреваемых» – 86-летнему Иосифу Меламеду, главе Ассоциации евреев – выходцев из Литвы. Оказалось, что визит они нанесли по просьбе своих коллег из Вильнюса.
Литовские сыщики требуют выдачи выжившего в Каунасском гетто бывшего партизана, обвиняя его самого в «военных преступлениях». Так оценивают власти участие Меламеда в борьбе с... литовскими пособниками нацистов. Визит полицейских вызвал скандал сразу в обеих странах.
Несмотря на скандал, министр культуры Гелунас заявил, что в воскресенье он все равно прибудет в Иерусалим, хотя руководство «Яд ва-Шем» и не желает его видеть на конференции, посвященной памяти жертв холокоста в Литве.
«Визит все равно состоится, встреча с людьми «Яд ва-Шем» состоится, мы просто не будем участвовать в конференции», – заявил министр. Гелунас предложил не придавать особого значения отмене приглашения на конференцию. «Мы не хотим здесь политиканствовать, мы хотим конструктивно говорить о проектах будущего», – отметил министр.
Напомним, что Литва обвиняет Меламеда в клевете на девятерых литовцев, которые в СССР в середине 1940-х были казнены за пособничество нацистам. После 1991 года, когда Литва вышла из состава Советского Союза, те же люди были объявлены национальными героями. В частности, Литва хочет посмертно защитить честь Юозаса Лукшаса, который, как утверждают историки, в 1941 году отрубил голову раввину Залману Осовскому и выставил ее публично.
Еще в 1999 году Меламед послал генпрокурору Литвы список из нескольких тысяч литовцев, которые сотрудничали с нацистами, в том числе казнили евреев, требуя расследования их преступлений. В ответ летом 2009 года группа депутатов литовского Сейма призвала провести досудебное расследование в отношении самого Меламеда и возглавляемой им Ассоциации евреев – выходцев из Литвы за «клевету» в отношении «участников антисоветского сопротивления».
В свою очередь сам Меламед предложил литовским следователям «оставить крохотную еврейскую общину Литвы в покое» и пригласил их задать ему вопросы лично в его тель-авивском офисе.
В интервью газете ВЗГЛЯД сам Меламед заявил, что не выдаст Литве свои архивы до тех пор, пока там не откроют официальное расследование по материалам его предыдущих заявлений. Он также опроверг слухи о том, что полиция пыталась его взять под стражу для высылки в Вильнюс.
«Нет, израильская полиция не приходила меня арестовывать или экстрадировать. Литовские власти лишь попросили их узнать, каковы мои источники информации о преступлениях их «национальных героев», убийц сотен евреев. Естественно, что литовцам я ничего не дам, разве что они организуют суд как минимум над девятью пособниками нацистов, которые объявлены национальными героями», – сообщил газете ВЗГЛЯД бывший партизан.
«Моя работа очень мешает литовским властям, вот они и воспользовались тем, что между нашими странами подписан договор, согласно которому стороны обязуются помогать информацией в расследовании преступлений. А я у них считаюсь подозреваемым в клевете и даже военных преступлениях во время Второй мировой войны. Вот они и передали запрос, чтобы у меня забрали архивы. 30-го числа в офис ассоциации пришли полицейские, чтобы понять, о чем идет речь».
Меламед заявил, что у него нет претензий к полиции – она действовала в соответствии с соглашением с литовским МВД. «Но литовцы ничего от меня не получат. Если кто-то захочет в Израиле заняться этим делом (то есть расследованием преступлений), вся документация будет предоставлена министерству юстиции и будет открыта для публикации», – указал Меламед. Он пояснил, что часть свидетельских показаний собрана в архивах России и Германии.
«Когда мы собирали информацию, мы просили литовскую сторону открыть свои архивы. Они отказались. А сегодня отказываюсь я. Вы хотите нашу документацию? Начните открытое расследование преступлений, и вы ее получите!» – заявил Меламед.
По словам Меламеда, еще в 1999 году он был готов предоставить литовским властям «все документы, собранные нашей ассоциацией в архивах разных стран, все свидетельские показания». «Тем не менее они отказались, ведь тогда еще были живы некоторые их «национальные герои» – убийцы, а также были живы свидетели их страшных злодеяний. За эти годы они практически все умерли, так что собранные нами свидетельства и документы – это единственное, что мешает властям Литвы спокойно возводить на пьедестал кровавых бандитов», – рассказал он.
100-процентный холокост
Отношения Литвы и Израиля не раз омрачались в последние годы скандалами, связанными с темой холокоста. По официальным данным, процент погибших в годы Второй мировой войны евреев в Литве оказался самым высоким из всех европейских стран – от 90 до 96%. По мнению всемирно известного «охотника за нацистами» Эфраима Зуроффа из Центра Симона Визенталя, причиной столь печальной статистики стал высокий уровень антисемитских настроений в Литве, в итоге местное население активно сотрудничало с нацистами в ходе охоты за евреями.
Данные о массовом уничтожении литовских евреев и об активном участии в этом местных жителей содержатся в двух известных документах. Во-первых, это доклад эсэсовца Карла Ягера, командовавшего подразделением, отвечавшим за уничтожение евреев в Вильнюсе и его окрестностях. Ягер описывает сотрудничество многих литовцев с нацистами и подчеркивает, что примерно 4 тыс. евреев стали жертвами погромов, учиненных самими литовскими националистами еще до прихода немцев.
Второй документ – дневник Казимира Саковича, бывшего свидетелем убийств в Панеряе (предместье Вильнюса) и зафиксировавшего, что большинство «исполнителей» были местными жителями. По словам Зуроффа, литовское общество принимало массовое участие в убийстве евреев: «В акциях геноцида участвовали представители самых разных слоев – от интеллигенции и духовенства до уличных хулиганов. А в 40 местечках Литвы убийства евреев начались в 1941 году еще до прихода немецкой армии».
На премьере фильма «Восстание обреченных» (фото: Владас Любартас) |
Ранее, например, Ассоциация евреев – выходцев из Литвы протестовала в связи с решением Вильнюсского института идиша (YIVO) пригласить в качестве почетного гостя... литовского министра иностранных дел Аудрониса Ажубалиса на мероприятия, посвященные годовщине ликвидации Вильнюсского гетто 23 сентября 1943 года.
Дело в том, что литовские власти пытались преследовать одну из сотрудниц института, бывшую советскую партизанку. Еще в мае 2008 года библиотекаря Вильнюсского института идиша 89-летнюю Фаню Бранцовскую вызвали в прокуратуру на допрос по обвинению в том, что в годы Второй мировой войны она воевала в составе советского партизанского отряда, который, по данным нынешних литовских историков, например, в январе 1944 года напал на деревню Канюкай. Примечательно, что в ФРГ заслуги бывшей партизанки оценены совершенно иначе. Бранцовская была награждена в современной Германии орденом «Крест за заслуги» за свой вклад в примирение немцев и евреев!
Кстати, сложными остаются и отношения властей Литвы непосредственно с музеем «Яд ва-Шем». Так, в 2007 году обвинения были выдвинуты против бывшего руководителя «Яд ва-Шем» Ицхака Арада. В 1941 году Арад, будучи 15-летним подростком, сбежал из дома и присоединился к партизанам. В новой независимой Литве Арада обвинили в причастности к «зачисткам», проводившимся НКВД. Впрочем, в 2009 году, после вмешательства властей Израиля, обвинения с Арада были сняты.Юбилей палачей и жертв
В прошлом году Сейм Литвы принял специальное постановление, согласно которому 2011 год объявлен «Годом памяти жертв холокоста». «Утрата во время нацистской оккупации литовских евреев стала трагической частью нашей общей истории», – сказано в документе. И всего через неделю этот же Сейм объявил этот же 2011 год «Годом памяти о сражениях за свободу и великих утрат».
Примечательно, что, объединив эти две даты, власти совместили два несовместимых явления: юбилей так называемого антисоветского июньского восстания 1941 года «Фронта литовцев-активистов» и... начало истребления в Литве еврейского населения при их («активистов») самом непосредственном участии.
Напомним, что 22 июня этого года, аккурат в день 70-летия восстания, в вильнюсском кинотеатре Pasaka («Сказка» по-русски) состоялась премьера нового документального фильма «Восстание обреченных». Одним из гостей был экс-президент Валдас Адамкус, воевавший против Советской армии летом 1944 года. Тогда Валдасу было 18 лет и он носил фамилию Адамкавичюс.
Напомним, что летом 1944 года по инициативе двух литовских офицеров: Ятулиса и Чесны – из остатков литовских батальонов вермахта была сформирована Tevynes Apsaugos Rinktine (или Армия обороны Отечества), которой командовал немец – полковник вермахта и кавалер Рыцарского креста с бриллиантами Георг Мадер. Туда же собрали и литовских полицаев («шума» – от немецкого «шуцманшафтбатальон»), «отметившихся» в Вильно, где они уничтожали литовских евреев, поляков и русских в Понарах, сжигавших деревни в Белоруссии, Украине и России. В этом подразделении и служил теперь уже бывший президент Адамкус.