В пятницу Дмитрий Медведев подписал указ о выполнении требований мартовской резолюции Совбеза ООН в отношении Ливии.
Россия воздержалась при голосовании за резолюцию № 1973
Согласно документу, опубликованному на официальном сайте Кремля, отныне Россия запрещает использовать свое воздушное пространство самолетам, следующим в Ливию. Исключение будет делаться лишь для бортов, везущих в республику гуманитарную помощь.
Российским военным кораблям позволяется проводить досмотр подозрительных судов, следующих в направлении Джамахирии.
Кроме того, президентский указ запрещает ведение любых операций со средствами Муамара Каддафи и его ближайшего окружения, въезд на территорию России которым также отныне закрыт.
Напомним, Россия воздержалась при голосовании за резолюцию № 1973, сославшись на то, что документ может открыть дорогу войне. «Работа над документом не соответствовала имеющейся в СБ практике. В текст оказались включенными положения, открывающие дверь для проведения масштабной военной интервенции», – комментировал позицию Москвы постпред России в ООН Виталий Чуркин.
Впоследствии российские опасения полностью оправдались: международная коалиция, ссылаясь на защиту гражданского населения, начала бомбардировку ливийских городов. При этом, помимо военных объектов, ударам стали регулярно подвергаться кварталы мирных жителей и резиденция самого Каддафи.
Москва неоднократно обвиняла принявшее на себя командование ливийской операцией НАТО в нарушении резолюции. «Налицо еще одно грубое отступление от резолюций Совета безопасности ООН 1970 и 1973. При всех попытках объяснить подобные действия стремлением обеспечить защиту гражданского населения Ливии нельзя отрицать очевидный факт: воздушные удары не останавливают военную конфронтацию ливийских сторон и лишь приводят к дополнительным страданиям мирных ливийцев, никоим образом не приближая декларируемую общую цель скорейшего преодоления вооруженного конфликта в Ливии», – заявлял российский МИД.
Не меньшее удивление в России вызывало и намерение западных стран, в частности Франции, начать поставки вооружения ливийским повстанцам в обход введенному Совбезом ООН эмбарго на ввоз оружия в Джамахирию.
Вместе с тем военная операция против Каддафи, длящаяся четвертый месяц, так и не принесла желаемого результата. Так, в недавно обнародованном плане нормализации ситуации в стране после свержения Каддафи, разработанном повстанцами совместно с Западом, отмечается, что ливийский Переходный национальный совет не сильно надеется на победу в войне с правительственной армией. Маловероятным повстанцы считают и то, что коалиции НАТО удастся уничтожить лидера Джамахирии.
Тем не менее ПНС рассчитывает одержать победу над Каддафи с помощью народа, который якобы должен свергнуть правительство в результате восстания в Триполи.
В качестве запасного варианта оппозиция надеется на то, что Каддафи сам покинет страну и вся власть перейдет к повстанцам.
О том, что ситуацию в Ливии невозможно разрешить военными действиями, регулярно говорят и сами западные политики. «Прекращение огня, увязанное с политическим процессом, который отвечал бы интересам ливийского народа, – это единственный реальный путь для достижения мира и безопасности в Ливии», – вновь подчеркнул генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в распространенном в четверг заявлении.