Во вторник премьер-министр России Владимир Путин провел совещание по гособоронзаказу на 2011 год, поручив министру обороны Анатолию Сердюкову и предприятиям ОПК в кратчайшие сроки заключить все намеченные контракты. «Прошу совместный доклад представить в правительство до 31 августа текущего года», – сказал премьер, выразив обеспокоенность тем, что более 30% от общего объема гособоронзаказа на этот год все еще не обеспечены контрактами.
Прошу простить меня за моветон, а когда встречаюсь с руководством Минобороны, оно выдвигает встречные контртребования к промышленности
Как передает «Интерфакс», премьер потребовал разобраться в причинах невыполнения гособоронзаказа.
«Я куда ни приеду, слышу накаты на Министерство обороны, прошу простить меня за моветон, а когда встречаюсь с руководством Минобороны, оно выдвигает встречные контртребования к промышленности», – сказал Путин, согласившись с претензией оборонного ведомства о том, что цены на закупаемое вооружение очень высоки. «Цены растут непомерно», – сказал Путин.
По его словам, претензии поступают не только со стороны Минобороны, но и других силовых ведомств. Он рассказал о докладе МЧС с жалобами на подорожание вертолетов в разы. В связи с этим Путин поинтересовался у главы Минфина Алексея Кудрина данными по инфляции. Тот сообщил, что накопленная инфляция составила около 5%, а по итогам года планируется 7–7,5%. «Но в отношении военной техники цены выросли не на какие-то 5–7–8%, а в разы. Это куда годится?» – спросил Путин, призвав «внимательно посмотреть, что нам нужно поправить».
Путин призвал прежде всего обратить внимание на контракты по разработке и производству техники вооружения с длительным циклом изготовления: ракетно-космическую технику, технику для авиации и флота. «Именно эта техника определит перспективный облик армии и флота», – напомнил глава правительства.
#{smallinfographicleft=500883}Эксперты считают неэффективной саму нынешнюю схему взаимоотношений силовиков с директорами ОПК. Директор программы по обычным вооружениям ПИР-центра Вадим Козюлин заявил, что на рост цен жаловаться проще всего, но проблемы в самом механизме размещения гособоронзаказа.
«Неважно, что говорят премьеру. Это системная ошибка. У нас нет отлаженного механизма ни заказа техники, ни исполнения заказа, ни контроля над исполнением. Есть некие пожелания, но нет грамотных людей, которые могут правильно написать контракт. Есть большая оборонка, но нет возможности выполнить в точности с условиями контракт, потому что условия постоянно меняются. Государственный механизм по закупке и производству и закупке вооружений не отработан. В этом и проблема. Пока ситуация не исправится, будет большое поле для перекидывания вины с одной стороны на другую. Не будет возможности определить, кто же за что отвечает», – сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД.
Напомним, тема срыва гособоронзаказа активно обсуждается с начала июля после ряда громких заявлений как со стороны представителей ОПК, так и со стороны заказчиков – военных. Так, с громкими упреками в адрес Минобороны впервые выступил генеральный конструктор Московского института теплотехники, разработчик ракеты «Булава» Юрий Соломонов, который назвал уже сорванным гособоронзаказ на 2011 год.
На слова Соломонова отреагировал президент Дмитрий Медведев, давший тогда три дня Анатолию Сердюкову на отчет. «Разберитесь с ситуацией. Если информация о том, что гособоронзаказ сорван, – правда, нужны организационные выводы в отношении тех, кто отвечает за это, независимо от чинов и званий», – заявил глава государства.
Сердюков признал, что Минобороны недозаключило с ОПК контракты, но обвинил в этом «дикий рост» стоимости продукции. Позднее министр назвал критиков «паникерами» и списал заявление Соломонова на личную обиду.
Позднее на следующей встрече с Медведевым Сердюков заявил, что оснований опасаться срыва гособоронзаказа-2011 нет, признав лишь «задержи» по ряду направлений. По его словам, пока «незаконтрактованы» 230 млрд рублей, но «каких-либо оснований опасаться, что будет срыв, нет». Между тем президент призвал Сердюкова не расслабляться. «Если возникнут обоснованные основания полагать, что кто-либо нарушает государственную дисциплину поставок, вы должны доложить мне лично, и я буду принимать решения», – пообещал глава государства.
На вторничном совещании Путин также отметил, что предприятия ОПК вяло используют выделенные им госгарантии по кредитам на гособоронзаказ. «Мы планировали значительный объем в 168 миллиардов рублей под госгарантии. Эти ресурсы также являются частью гособоронзаказа, но пока оформлено кредитов и гарантий на 18,5 миллиарда рублей. Уже август – это очень скромный показатель», – сказал Путин.
По его словам, это всего лишь 11% от запланированного объема. «Давайте поговорим, чего нам не хватает, чтобы эту тему поднять на должный уровень, ведь в прошлом году, когда рассматривался гособоронзаказ, после долгих споров все-таки пришли к тому, что это реализуемая форма совместной работы и приемлемая как для заказчиков, так и для исполнителей при государственной поддержке в виде госгарантий. Ну и где же это все?» – риторически спросил Путин.
Заместитель министра обороны Михаил Мокрецов оправдывался тем, что кредитная схема по госгарантии используется с этого года впервые. По его словам, определенные проблемы связаны с налогами, а именно с НДС – «такой конструкцией контрактной цены, чтобы многократно не пересматривать контрактные цены в зависимости от применения ставки рефинансирования и кредитной ставки».
По словам Мокрецова, речь идет в основном о долгосрочных контрактах, рассчитанных на несколько лет, «контрактах так называемого президентского ряда» – на производство кораблей на ВМФ, а также договорах с авиастроителями.
Как передает РИА «Новости», Путин напомнил также, что при закупках техники и вооружений для нужд Минобороны приоритет будет отдаваться отечественным производителям, но продукция должна быть востребованной, перспективной и приемлемой по цене. Премьер напомнил, что в 2011 году на закупку и модернизацию техники и вооружения, на НИОКРы по оборонной тематике выделены беспрецедентные деньги – 750 млрд рублей.
«В современной России мы такие деньги еще никогда не выделяли, чтобы на год было 750 млрд рублей. Это не какие-то проценты, это в полтора раза больше, чем в 2010 году», – сказал глава правительства.