Во вторник президент Литвы Даля Грибаускайте в связи с трагическими событиями в Норвегии заявила, что в ее стране недопустимо существование экстремистских движений.
В Литве действуют две неонацистские организации. Все эти люди, безусловно, потенциальные сторонники Брейвика
«Неонацизм, как и радикальный левый какой-нибудь «изм», в равной степени опасны, и к ним нельзя относиться терпимо. Никакое государство, и Литва в том числе, не может позволить таким экстремистским движениям существовать и запугивать людей и общество», – сказала она, подписавшись в книге соболезнований в посольстве Норвегии в Вильнюсе.
«Трудно даже говорить, такую трагедию сложно осознать. А важнее всего то, что она не должна была произойти, и таких вещей не должно быть в Европе», – сказала президент. По ее словам, спецслужбам стоит уделять особое внимание кибернетическому пространству, поскольку именно в нем «начинаются такие вещи, не на улице», передает «Интерфакс».
Впрочем, многие оппозиционные политики и эксперты считают, что Вильнюс не только терпимо относится к проявлениям нацизма и ксенофобии, но и создает благоприятную среду для роста подобных настроений.
В феврале в Вильнюсе состоялось учредительное собрание новой общественной организации «Литва без нацизма». Основные цели организации – противодействие фальсификации истории Второй мировой войны, мониторинг фашистских настроений в обществе и взаимодействие с международными организациями, выступающими против нацизма.
В организацию вошли Республиканская организация ветеранов Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции, «Социалистический народный фронт», поисковая организация «Забытые солдаты», ассоциация российских граждан, проживающих в Литве, организация ветеранов афганской войны, ряд других общественных городских и республиканских организаций.
О том, насколько проблема неонацизма актуальна для Литвы, газета ВЗГЛЯД пообщалась с соучредителем международного правозащитного движения «Мир без нацизма», лидером партии «Социалистический народный фронт» Литвы Альгирдасом Палецкисом.
#{image=539280}ВЗГЛЯД: Господин Палецкис, как в стране восприняты идеи норвежца Брейвика, уничтожившего десятки невинных людей? В манифесте террорист пишет, что Литва – одна из стран, в которых его сторонники могут найти «верных братьев и сестер» в большом количестве...
Альгирдас Палецкис: Судя по количеству комментариев, оставленных пользователями на разных порталах, у Брейвика нашлось достаточно сторонников. Однако оценить их точное число практически невозможно.
В Литве действуют две неонацистские организации, которые с разрешения властей проводят массовые демонстрации каждый год. Есть несколько порталов и музыкальных групп, которые активно пропагандируют ксенофобию среди молодежи. В этом году, например, особой популярностью пользовалась группа «Диктатура». Ее участники написали песню, в которой фигурируют слова: «Поляки зарезаны, русские застрелены, евреи горят в печах. Выживут только литовцы». Все эти люди, безусловно, потенциальные сторонники Брейвика.
ВЗГЛЯД: Правда ли, что в отличие от Западной Европы или от России, в Прибалтике очень мало приезжих из южных стран, поэтому там если кого и ненавидят, то русских и поляков?
А.П.: Действительно, кавказцев практически нет. 80% населения составляют литовцы. Ксенофобия направлена на четыре нации: русских, поляков, евреев и цыган.
ВЗГЛЯД: Президент Грибаускайте выступает против неонацизма, однако подобного толка настроения очень распространены. Это происходит с подачи властей? Официально реабилитирована свастика как «древнебалтийский знак», признан правомерным лозунг «Литва для литовцев», под которым в День восстановления независимости, 11 марта, каждый год проходят парады неонацистов. Есть ли вероятность повторения в Литве и вообще в Прибалтике норвежской трагедии?
А.П.: Есть. Мы уже выпустили пресс-релиз «Господа, вы выращиваете литовских Брейвиков». Вызывают опасения и крайне вялые реакции литовских властей и органов безопасности на акции националистов. Даже о теракте в Норвегии президент высказалась спустя несколько дней. Каждый раз их приходится тянуть за язык.
Фактически многие во власти также являются сторонниками Брейвика. Только они об этом не говорят. Я знаю конкретных чиновников, которые вынашивают нацистские идеи. По понятным причинам они действуют анонимно. Это болезнь. И с кризисом капитализма и ростом безработицы она будет только развиваться.
ВЗГЛЯД: Как известно, в мае в Вильнюсе состоялась профашистская акция, участники которой сорвали с помощью дымовых шашек просмотр антифашистского кинофильма. В печати утверждали, что ее устроили отставные военные. Насколько сильны ксенофобские настроения в литовской армии?
А.П.: Официальных данных, конечно, нет. Однако всем известно, что на руководящих постах в армии работают люди профашистских взглядов. В Литве героизируются нацистские коллаборанты, которые во время и после войны якобы сражались с советскими войсками. На самом деле они просто терроризировали местное население. Сейчас они выдаются в качестве борцов за свободу Литвы и ее независимость от СССР. Их именами названы военные подразделения. То, что мы наблюдаем сейчас, есть результат еще той традиции.
Не исключено, что привлекая военных к участию в подобного рода акциях, власти готовятся к обвалу литовской экономики. В этом случае идеологически подготовленная армия – важный инструмент контроля ситуации в стране.
ВЗГЛЯД: Манифест Брейвика, содержащий инструкции для начинающих террористов, активно скачивают в Сети, а в социальных сетях и на форумах появились даже его поклонники. В том числе и из Литвы. Как можно противостоять распространению этих идей?
А.П.: Нужны жесткие реформы в сфере экономики и образования. Наша партия и организация «Литва без фашизма», которая является членом международного движения «Мир без нацизма», работает над тем, чтобы устранить корни фашизма.
Надо понимать, что появление нацистских настроений в Литве объясняется, в первую очередь, социальными проблемами. Безработица среди молодежи достигает 30%.
Вторая причина – это идеология. На официальном уровне фальсифицируется история Второй мировой войны, а также послевоенного времени. Коммунизм приравнивается к фашизму. Отсюда в умах людей возникает путаница. Мало кто понимает, против кого шла борьба на самом деле. Многие не знают и о том, что существовали нацистские концлагеря.
Масла в огонь добавляет повсеместное распространение интернет-игр среди маленьких детей, в которых фактически пропагандируется терроризм. Своему десятилетнему сыну я запрещаю их скачивать.
ВЗГЛЯД: Говорят, максимальное наказание, которое грозит Брейвику за убийство почти восьмидесяти человек, – 21 год заключения. Когда убийца выйдет на свободу, ему будет 53 года. Считаете ли вы подобное наказание достаточным?
А.П.: Я удивлен, что речь не идет о пожизненном заключении. Первая мысль, которая приходит на ум: «Не поспешили ли отменить смертную казнь?» Это, безусловно, проблема Норвегии, но если учесть тот факт, что Брейвик становится для многих идолом, наказание нужно более жестокое.