В среду депутат от ЛДПР Игорь Лебедев задал в Госдуме вопрос Владимиру Путину относительно возможных ограничений Интернета в России.
«Приближающаяся выборная кампания в Госдуму и выборы президента РФ могут привести к «завинчиванию гаек» в этом вопросе (Интернета – прим.)», – сказал Лебедев, добавив, что его фракция не хотела бы возврата к 1937 году. «Что-то не припомню, чтобы в 1937 году Интернет был, – парировал премьер. – Знаете, как в шутку спрашивали и отвечали: «Чем ЦК отличается от ЧК?» – «ЦК цыкает, а ЧК чикает». Мы ничего «чикать» не собираемся».
Знаете, как в шутку спрашивали и отвечали: «Чем ЦК отличается от ЧК?» – «ЦК цыкает, а ЧК чикает». Мы ничего «чикать» не собираемся
Владимир Путин подчеркнул, что Интернет – это инструмент решения важных народно-хозяйственных, социальных проблем, возможность общения, самовыражения, инструмент повышения информационной обеспеченности общества. Правда, с сожалением добавил Путин, «основные ресурсы находятся не в наших руках, а за бугром, точнее за океаном». «Именно это вызывает озабоченность некоторых спецслужб, имею в виду возможность использования ресурсов в интересах, противоречащих интересам общества и государства. Но это их озабоченность», – пояснил премьер-министр.
Напомним, что новая волна дискуссий относительно судьбы Интернета в России поднялась в начале апреля, когда начальник Центра защиты информации и специальной связи ФСБ Александр Андреечкин указал на то, что «бесконтрольное использование» сайтов Skype, Gmail и Hotmail угрожает безопасности России.
Основная часть выступления представителя ФСБ транслировалась в закрытом режиме. Однако замглавы Минкомсвязи Илья Массух позже заявил, что по тому тексту, который зачитывал Андреечник, «звучало так, что надо запретить гражданам использование этих сервисов», то есть Skype, Gmail и Hotmail, так как их системы шифрования «затрудняют осуществление оперативных мероприятий». «Например, к Gmail доступ со стороны правоохранительных органов сейчас не регламентирован», – отметил Массух.
Причем, по словам чиновника, после бурной дискуссии было даже решено создать межведомственную рабочую группу, которая к 1 октября должна выработать предложения правительству по урегулированию вопроса использования криптографических средств в сетях связи общего пользования.
Идея ФСБ сразу была раскритикована в Кремле. Анонимный источник в администрации президента заявил, что высказывание Андреечника является его личным мнением и не отражает политику государства в области развития Интернета. По его словам, задача ФСБ – обеспечивать информационную безопасность, а не выступать с запретительными мерами.
Однако пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков сразу же заявил журналистам, что представитель ФСБ не может высказать личную точку зрения, тем более на правительственной комиссии, поэтому мнение относительно использования сервисов – это позиция ведомства. Песков назвал позицию ФСБ в отношении зарубежных интернет-сервисов обоснованной. Однако решение о будущем Skype и Gmail в России, по словам Пескова, должно быть принято только на основе учета всех точек зрения, высказываемых как заинтересованными ведомствами, так и обществом в целом.
Точку в дискуссии попытался поставить глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, который заявил, что планов по закрытию Skype, Gmail, Hotmail и каких бы то ни было других иностранных сервисов, работающих в России, нет. В Госдуме также не поддержали идею ФСБ. Спецслужбам надо улучшать механизмы обеспечения безопасности, а не идти по пути наименьшего сопротивления, запрещая доступ к популярным порталам, говорила газете ВЗГЛЯД член комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Ольга Носкова, занимающаяся разработкой нового закона об Интернете. Вскоре сами спецслужбы попытались погасить скандал: представитель ФСБ заявил, что ведомство не требует запретить использование сервисов Gmail, Skype и Hotmail, оно лишь предлагает «найти решение вопроса о том, чтобы функционирование сервисов на территории России отвечало ее национальному законодательству и международной практике».
Эксперты же замечали, что спецслужбы считают угрозой для безопасности все, что трудно контролируемо. Под такое определение безопасности можно подвести любую программу, предназначенную для передачи данных, те же программы Microsoft. Эксперты не исключали, что попытаться пролоббировать идею с закрытием Skype могли также телекоммуникационные компании, которые несут убытки из-за использования бизнесом Skype вместо мобильной и стационарной связи.
Добавим, что на минувшей неделе беспокойство интернет-пользователей вызвал и появившийся на сайте госзаказа заказ на исследование «Зарубежный опыт регулирования ответственности участников правоотношений при использовании сети Интернет» под лотом 13. Научно-исследовательская работа на эту тему оценивалась в 973 тыс. рублей.
Некоторые интернет-пользователи расценили размещение подобного лота как попытку со стороны властей ввести ограничение в Интернете. Пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков попытался их успокоить, заявив, что речи здесь об ограничениях в Интернете не идет. По его словам, упомянутые работы «имеют своей целью, прежде всего, ознакомиться с зарубежным опытом, относящимся именно к регулированию ответственности правоотношений при использовании Сети». Зарубежный опыт, заявил Песков, изучается для того, чтобы «найти рациональное зерно, выбрать самое лучшее, создать оптимальную систему регулирования отношений в Сети».