Традиция Батьки – вслед за встречами с руководством России Александр Лукашенко вскоре непременно озвучивает свою трактовку состояния дел в белорусско-российских отношениях. На встрече с представителями симпатизирующих ему российских изданий президент, кроме того, сделал неожиданное признание: оказывается, Батька молится о том, чтобы все его бывшие соперники по выборам, принимавшие участие в массовых беспорядках в Минске, сбежали бы из страны.
Не надо подбрасывать дохлые идеи, чтобы не загубить весь процесс
«Есть смысл, наверное, нам сегодня поговорить на те темы, которые волнуют и белорусов, и россиян, – так начал разговор хозяин встречи. – Ситуация в СМИ складывается специфическая, если не сказать больше. И нам очень хотелось бы, чтобы вы объективно донесли до россиян то, что существует во взаимоотношениях между нашими странами». Так Лукашенко намекнул российским журналистам на свое недовольство тем, как в стране-союзнице освещают дружбу Минска и Москвы.
Правда, по версии Лукашенко, такова, что он был и остается пророссийским политиком. Лукашенко вспомнил инициированный им референдум об интеграции Белоруссии и России: «И народ однозначно сказал: да, мы за союз Белоруссии и России. Поэтому все, что я делаю в этом направлении, это подкреплено волей народа».
И если о государственном статусе русского языка Лукашенко время от времени заявляет, то о министрах, являющихся русскими по национальности и родом из России, он заговорил впервые. Если статус русского языка как второго государственного Лукашенко подчеркивает регулярно (таково его положение в мире только в Белоруссии), то о том, что в белорусском правительстве работают министрами русские по национальности или уроженцы России, он публично упомянул впервые.#{smallinfographicleft=427336}Ну и «всякие досужие разговоры о том, что Лукашенко в Америку пошел, Беларусь на плечах понес, в Евросоюз вступил или в НАТО, – это болтовня. Я на это не имею никакого права (даже если бы я этого захотел), потому что все вопросы определены референдумом».
При этом граждане Белоруссии против вхождения республики в состав России, тотчас оговорился Лукашенко: «Представьте, если Белоруссии предложить стать губернией Российской Федерации. Сколько белорусов за это проголосуют? Ноль. Почти ноль».
По его словам, «даже более радикально к этому относятся люди, приехавшие из России». «Они категорически против (вступления Белоруссии в РФ – прим. ВЗГЛЯД)», – сказал Лукашенко.
«Мы настаиваем на том, что у нас никто никого не угнетал и не предлагал, что Белоруссия – это регион Российской Федерации, это губерния Российской Федерации. Никто с этим не согласится», – подчеркнул он. Отвечая на вопрос, от кого зависит создание Союзного государства, президент Белоруссии заявил: «Если бы это зависело только от меня, то я бы сказал, каким образом будем строить Союзное государство, я бы даже временные рамки обозначил».
«Но это зависит не только и не столько от меня. Это во-первых. А во-вторых, в ваш острый предвыборный период (в России – прим. ВЗГЛЯД), который уже, наверное, начался, вряд ли будут приниматься радикальные решения. Это вопрос (Союзного государства – прим. ВЗГЛЯД) не для этого периода. Хотя он, наверное, актуален и популярен в России», – сказал Лукашенко.
Россия заблуждается, полагая, что «Лукашенко заигрывает с Западом». «Я ведь понимаю, что на Западе никому не нужен: я для них идеологически чужой человек, я не могу их песни петь», – сказал президент.
«У нас нет этого: ты – русский, белорус, еврей или украинец. Главное, чтобы он не был из пятой колонны или врагом страны. Вот и все», – сказал Лукашенко и прокомментировал суд над двумя гражданами России, которые отделались накануне недавнего приезда в Минск Путина крупными штрафами за участие в акции протеста оппозиции 19 декабря.
«Они такие же погромщики. Поэтому они должны были пройти через суд, как в любом демократическом государстве», – сказал белорусский президент об Артеме Бреусе и Иване Гапонове, присланных для погромов, по его словам, лидером радикальной российской оппозиции Борисом Немцовым.
Затронул Батька и тему якобы финансирования из России белорусской оппозиции. «Помогите, чтобы хотя бы из России не шли деньги пятой колонне, – обратился Лукашенко почему-то к журналистам. – Подчеркиваю, это не оппозиция, это «пятая колонна». Вот коммунисты в России – оппозиция. Где коммунисты сказали ввести санкции против России? А наша «пятая колонна» кричит, что экономические санкции надо вводить, чтобы белорусы почувствовали, кого надо поддерживать».
В разговоре, в отличие от прежних своих выступлений, звучавших после 19 декабря, Лукашенко проявил к своим бывшим соперникам на выборах снисходительность. Он вспомнил о сбежавшем из страны экс-кандидате в президенты Алесе Михалевиче, попросившем политического убежища в Чехии, и заявил: «Я молю Бога, чтобы они все сбежали. Пусть бегут все».
Кто кого кормит
Что касается поддержки Москвой его самого посредством льгот на энергоносители, то здесь Лукашенко заявил, что это Белоруссия субсидирует российскую экономику: «Беспошлинная нефть – это благо. Но Путин говорит одно и не говорит другого: мы субсидируем каждого россиянина, продавая таким образом, если мы беспошлинно нефть получаем, за полцены продукцию в Россию. А это 30 миллиардов долларов, а не 2 миллиарда и не 4 миллиарда».
И вообще, заявил Лукашенко: «Если вам Таможенный союз и Единое экономическое пространство во вред, не делайте этого». «То, что мы достигли в рамках Таможенного союза, это гораздо ниже того, что мы имеем в рамках Союза Беларуси и России», – посетовал он.
Что касается строительства Союзного государства Белоруссии и России, то «если вы избавитесь от синдрома Лукашенко, то мы что-то сделаем. Но если вы по-прежнему будете считать, что он завтра ворвется и унесет шапку Мономаха в Минск, то что мы тогда построим?»
Лукашенко поделился, что доволен улучшением отношений с премьером Путиным и надеется, что все наладится и с президентом Дмитрием Медведевым.
«Мы с Владимиром Путиным никогда врагами не были. Он там что-то сказал, я там что-то сказал, – примирительно заметил Лукашенко по поводу своей острой полемики, которую вел минувшей осенью. – Мы разговаривали с ним нормально, обсуждая все проблемы. А последнее заседание Совета министров Союзного государства – это прорыв в наших отношениях. Мы подписали соглашение, которое три года не могли выработать, по АЭС, договорились по другим вопросам. Нерешенных вопросов у нас не осталось. Я думаю, в предстоящий мой визит в Москву мы с президентом России все политические, военно-политические вопросы разрешим. И это не потому, что Лукашенко на Западе, видите ли, не принимают, и поэтому он снова переметнулся к России».
Белорусский политолог Виталий Цыганков отмечает, что эта пресс-конференция – дань традиционному жанру ежегодного общения Лукашенко с российскими журналистами: «Но обращает на себя внимание, как скукоживается количество изданий, которым разрешается встретиться с белорусским руководителем, – на этот раз всего лишь 11, преимущественно национал-патриотического и левого толка». Напомним, что ранее Лукашенко приглашал делегации из представителей трех-четырех десятков российских изданий.
Что касается заявлений Лукашенко, то, по мнению собеседника газеты ВЗГЛЯД, «после того как от него отвернулся Запад, ему ничего не остается, как повернуться лицом к Москве. Но при этом делается попытка сохранить это самое лицо, показать, что вытирать ноги об него Кремль не будет. Отсюда и заявления, что белорусы никогда не согласятся стать российской губернией».
Наконец, по мнению Цыганкова, Лукашенко пытается нащупать заранее и какую-то свою роль в избирательной президентской кампании 2012 года в России. Политолог отмечает, что со стороны белорусских властей начались «экономические сдачи – это и строительство АЭС на условиях России, и объединение МАЗа и КамАЗа. Но публично признавать Лукашенко для сохранения имиджа этого не желает».