Доклад польской комиссии о причинах авиакатастрофы под Смоленском, унесшей жизнь главы государства Леха Качиньского и почти 90 членов высокопоставленной делегации, будет готов как минимум с полуторамесячным опозданием.
Доклад будет готов не ранее конца марта или начала апреля
Об этом в среду сообщили представители МВД страны. Напомним, ранее Варшава обещала подготовить собственный отчет по авиакатастрофе к середине февраля.
Однако сроки пришлось сдвинуть из-за поломки второго и теперь уже единственного правительственного Ту-154, который намеревались использовать для проведения следственного эксперимента.
«Этот полет должен показать, в том числе, было ли у экипажа достаточно времени, чтобы прервать процесс снижения», – приводит РИА «Новости» слова пресс-секретаря польского министерства Малгожаты Вожняк.
Таким образом, подчеркнули в Варшаве, доклад будет готов не ранее конца марта или начала апреля.
Однако и после составления отчета его обнародование может затянуться. Как стало известно на днях, премьер-министр страны Дональд Туск решил первым ознакомиться с его содержанием и принять решение о его публикации, а также ответственности должностных лиц за авиакатастрофу.
Ранее родственники погибших при трагедии просили позволить и им ознакомиться с содержанием доклада до его обнародования. Однако премьер пока не принял такого решения. «Знаю, что премьер получил письмо от родственников погибших, но что с ним сделает дальше, я не знаю», – комментировал пресс-секретарь правительства Павел Грась.
Зампредседателя комитета по международным делам Сейма Польши, член Демократического союза левых сил Тадеуш Ивиньский сообщил газете ВЗГЛЯД, что в стране пока никто не знает подробностей инцидента и делать выводы о причинах задержки работы над докладом преждевременно. Он рассказал также, что в стране прошел слух, что правительство намеренно сообщило о неисправностях самолета, чтобы сдвинуть дату выпуска доклада к годовщине трагедии под Смоленском. Впрочем, он призвал отнестись к этим слухам с иронией. «Это только слухи. Трудно сказать, что произошло с самолетом на самом деле», – сказал Ивиньский газете ВЗГЛЯД.
При этом политик уверен, что Варшава вряд ли будет предъявлять претензии России в связи с неисправностью Ту-154 М, который в прошлом году прошел ремонт в Самаре. «Польский народ сосредоточен на участии прокуроров в совещаниях с контролерами полета. Это мероприятие намечено на понедельник», – сообщил Ивиньский.
Напомним, 12 января МАК обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признана ошибка пилотов, а именно решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.
Однако с выводами экспертов категорически не согласились в Варшаве, сославшись на якобы имеющиеся в докладе недостатки, а брат погибшего президента Ярослав Качиньский и его сторонники вовсе обвинили российскую сторону в убийстве Леха.
«Пилотов систематически вводили в заблуждение до момента их гибели», – заявлял в интервью газете ВЗГЛЯД глава польской парламентской комиссии по расследованию причин катастрофы Антони Мачеревич.
Спустя несколько дней после появления доклада МАК Варшава обнародовала свои претензии к документу, попытавшись переложить ответственность за крушение на российских авиадиспетчеров, якобы допустивших ряд принципиальных ошибок, и заявив о своем намерении подготовить собственный альтернативный доклад. В частности, глава польского МВД Ежи Миллер обвинил смоленских диспетчеров в том, что, заметив самолет, они не дали команду «горизонт».
Другой упрек был связан с посадкой польского Як-40, прилетевшего раньше президентского борта. «После успешного приземления Як-40 диспетчер похвалил пилота, несмотря на то, что в таких сложных метеоусловиях должен был запретить посадку», – отмечал он.
В России, однако, подобные претензии сочли полностью необоснованными.