В понедельник Центральная избирательная комиссия Приднестровья огласила итоги второго тура президентских выборов. Убедительную победу одержал бывший спикер парламента Евгений Шевчук, за которого отдали голоса 165 тысяч 502 избирателя, или 73,88% от общего числа проголосовавших.
Мы будем строить добрососедские отношения со всеми соседями, прежде всего с Россией
Его оппонента – действующего председателя парламента Анатолия Каминского – поддержал 44 071 человек (19,67%). Против всех кандидатов (в Приднестровье есть такая формулировка) проголосовали 9977 (или 4,45%) приднестровцев.
Проигравший кандидат уже предупредил, что отношения с новым президентом у депутатов наладятся только в случае, если Шевчук возьмет в правительство людей из партии Каминского, уступит часть своей власти парламенту и лично со спикером будет обсуждать все основные вопросы внешней политики. «Если он согласится отдать нам часть полномочий, никакого кризиса не произойдет. Он должен включить в состав своей команды представителей нашей партии», – заявил в понедельник в интервью газете ВЗГЛЯД Анатолий Каминский. По его словам, теперь Шевчуку предстоит найти взаимопонимание и с депутатами, и с Москвой.
Наблюдатели не исключают, что теперь между президентом и парламентом возникнет недоверие и стороны будут попросту блокировать действия друг друга.
После объявления итогов выборов Шевчук действительно пообещал включить в правительство людей, поддерживавших других кандидатов, а также заявил о намерении добиваться добрососедских отношений с «сопредельными государствами» – с Молдавией и Украиной, углубляя при этом стратегическое партнерство с Россией.
О том, какие цели он считает главными на новом посту, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал избранный президентом самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики Евгений Шевчук.
ВЗГЛЯД: Евгений Васильевич, как известно, Москва пыталась подтолкнуть вашего предшественника Игоря Смирнова к воссоединению с Молдавией. Как вы намерены строить отношения с «правым берегом»?
Евгений Шевчук: Мы будем являться правопреемниками системы переговорного процесса со всеми ее плюсами и минусами, которая была сформирована до этого, придерживаться тех позиций, которых достигло Приднестровье на сегодня.
Мы будем продолжать курс, выраженный волей нашего народа на референдуме 2006 года, на построение независимого государства посредством реализации более эффективной внешней политики. Это будут отношения нового уровня, которые дадут возможность гражданам, грузам, товарам, финансовым услугам более свободно перемещаться через границу.
Одним словом, мы будем выстраивать добрососедские отношения со всеми соседями, прежде всего с нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией.
ВЗГЛЯД: Будет ли против вашего предшественника Игоря Смирнова начато преследование в связи с обвинениями в расхищении российских гуманитарных средств?
Е. Ш.: Я уже говорил по этому поводу: мы будем действовать строго в рамках законодательства. Я как гарант конституции после вступления в должность буду следить за тем, чтобы оно исполнялось всеми, в том числе и президентами, как прежним, так и нынешним.
ВЗГЛЯД: После первого тура выборов, в котором вы так же сенсационно победили, скептики говорили, что народ голосовал «не за Шевчука, а против Смирнова», после вчерашнего голосования они же поспешили заявить, что «Приднестровье голосовало не за Шевчука, а против «Шерифа» (приднестровский холдинг, который, как считается, поддерживал Каминского). Так за кого или против чего голосовало Приднестровье?
Е. Ш.: Итоговые результаты голосования говорят о высоком доверии, которое приднестровцы оказали оппозиционному кандидату, о том, что народ устал так жить и ждет реальных позитивных перемен.
Я и моя команда понимаем, какая ответственность ложится на наши плечи. Республика находится в непростом экономическом положении, у государства есть определенные обязательства по расчетам и внутри республики, и за ее пределами. 2012 год должен стать стабилизационным с точки зрения и повышения эффективности органов управления, и наведения порядка во всех сферах жизни.
ВЗГЛЯД: Как известно, согласно внесенным этим летом поправкам в приднестровскую конституцию, с 1 января вводится институт правительства. Теперь главной интригой стало, кто будет премьер-министром. После первого тура выборов вы всячески уходили от вопросов о возможной кандидатуре на пост премьер-министра, ссылаясь на «неэффективность демократических механизмов в Приднестровье и необходимость защиты этой кандидатуры от возможного влияния». Сегодня ваша победа безоговорочна. Уже можете назвать фамилию будущего главы правительства?
Е. Ш.: Нет, пока не готов назвать вам фамилию, хотя бы потому, что на этот пост рассматриваются три кандидата, сейчас с ними ведутся соответствующие консультации. Кто это будет, вы узнаете совсем скоро – по закону, в течение 14 дней после инаугурации президент должен представить кандидатуру премьер-министра на утверждение Верховным советом.
ВЗГЛЯД: Когда состоится инаугурация – до или после Нового года? Кто будет поздравлять народ?
Е. Ш.: По приднестровскому законодательству, избранный президент может вступить в должность в течение 30 дней. Но я думаю, что инаугурация состоится быстрее, скорее всего, до Нового года. У нас нет времени на раскачку, в 2012 год республика вступает с 70-процентным дефицитом бюджета, мы в очень сложном социально-экономическом положении, необходимо принимать срочные меры.
ВЗГЛЯД: Торжества будут пышными?
Е. Ш.: Уверяю, это будет самая скромная инаугурация за всю историю республики.
ВЗГЛЯД: Михаил Прохоров, выдвинувшись на пост президента России, не исключил, что теперь женится. Вы готовы повторить его «подвиг»?
Е. Ш.: В ходе предвыборной гонки я этого не обещал, но сейчас подумаю.