Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев в четверг подал документы в ЦИК для регистрации в качестве кандидата в президенты. Днем ранее он принял соответствующее предложение инициативной группы Восточно-Сибирской железной дороги. Губернатор признал, что предложение работников ВСЖД оказалось для него неожиданностью, но ответить отказом на него он не смог.
Кто-то пойдет на выборы с предложением увеличить число красных дней календаря, а кто-то предложит увеличить пенсионный возраст
В свою очередь президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сообщил, что отношения к выдвижению Мезенцева на пост президента не имеет, но поддерживает его. «Это инициатива трудового коллектива ВСЖД», – сказал он.
52-летний Дмитрий Мезенцев родился в Ленинграде, по образованию – инженер-железнодорожник. В первой половине 1990-х годов он возглавлял комитет по печати и СМИ мэрии Петербурга. В 2002–2009 годы представлял Иркутскую область в Совете Федерации, при этом с 2004 года стал вице-спикером Совета Федерации. Возглавляет Иркутскую область с июня 2009 года.
Удивление вызвало известие о выдвижении Мезенцева и у большинства политологов. Многие из них сочли подобный ход «экзотическим» и истолковали, например, как желание губернатора завоевать общероссийскую известность.
Сам Мезенцев при выдвижении заверил, что не обсуждал такую инициативу с Кремлем. При этом губернатор напомнил, что не входит в партию «Единая Россия», ранее уже выдвинувшую своего кандидата, а Владимир Путин для него – «прежде всего председатель правительства», передало РИА «Новости».
Подробнее о причинах своего решения кандидат в президенты Дмитрий Мезенцев рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Дмитрий Федорович, почему вы решили претендовать на высший пост в государстве?
Дмитрий Мезенцев: Во-первых, меня выдвинули железнодорожники – мои коллеги по прошлой работе. И отказаться от их предложения с моей стороны было бы не очень корректно. Для этих людей важно, чтобы их голос, голос корпорации и реального сектора экономики, был представлен в период предвыборной кампании.
Поэтому во время предвыборной кампании я буду уделять внимание как проблемам и заботам железных дорог, так и проблемам реального сектора экономики в целом, которым СМИ сегодня не уделяют должного внимания. Хотя это тоже очень важно.
Мы не можем жить, заботясь только о собственных зарплатах и пенсиях, мы должны видеть еще и модель будущего, которая сплачивает и объединяет нас, показывает миру, чего мы хотим для своей страны.
ВЗГЛЯД: Голоса каких партий, каких общественных слоев вы надеетесь привлечь? На какие результаты рассчитываете?
Д.М.: Я бы не проводил здесь политическую границу. Я рассчитываю на людей, которые не потеряли веру в то, что власть может их выслушать. Абсолютное большинство людей рассчитывают на свои силы, верят в свою страну и в тех управленцев, которые немало делают для того, чтобы страна двигалась вперед. Поэтому людей делить, исходя из их возраста, места проживания или политических взглядов, не нужно. Паспорта у всех одинаковые. И все мы живем в одной стране.
ВЗГЛЯД: А чем, на ваш взгляд, вы лучше премьер-министра Владимира Путина или кандидатов от оппозиции?
Д.М.: Когда мы начинаем проводить такой водораздел – кто чем лучше, а кто чем хуже, то сразу заканчивается и сотрудничество, и взаимодействие политических сил, и реальная политика сформироваться уже не может. Кто из нас лучше – определит избиратель. Это сугубо его право. А кандидаты от системной оппозиции чаще стараются лишь привлечь внимание к той политической силе, которую каждый из них представляет, и к себе как к политическим лидерам.
Вы не задумывались, почему так мало остается после предвыборной кампании реальных предложений или реальных проектов? Даже после многочасовых дебатов ничего не остается в наших душах и сердцах. Это происходит потому, что все эти лидеры крайне формально представляют оппозиционные взгляды.
Мне бы не хотелось, чтобы предвыборная кампания стала борьбой ради борьбы. Так как ответственность за свою страну у людей возрастает, это показали последние выборы. А значит, и ответственность власти должна вырасти в разы.
ВЗГЛЯД: То есть предвыборную кампанию на критике конкурентов вы строить не будете?
Д.М.: Сегодня состав кандидатов на президентский пост уже понятен. И уже можно понять, какие лозунги будет выдвигать каждый из них. Кто-то пойдет на выборы с предложением увеличить число красных дней календаря, а кто-то предложит увеличить пенсионный возраст, а кто-то будет беззастенчиво раздавать такие обещания, которые никто и никогда не сможет выполнить.
Я убежден в том, что ответственный избиратель не купится на эти нереализуемые обещания. В этом плане позиция Владимира Путина во много раз сильнее, так как у него есть опора на движение страны вперед. Именно он уже неоднократно проявил и мужество, и волю, и стойкость. Это он множество раз отводил беды от России и двигал страну вперед, многократно увеличивал расходы бюджета на социальные и инвестиционные программы. Все это говорит о том, что оппозиция работает только на собственное продвижение, в противовес реальному движению вперед.
ВЗГЛЯД: Некоторые политологи считают, что вы идете на выборы только для подстраховки Путина, на тот случай, если остальные кандидаты, например, захотят шантажировать его угрозой сойти с предвыборной дистанции...
Д.М.: Когда я вчера сдавал документы в ЦИК, я почему-то не заметил, чтобы где-то был вопрос – являетесь ли вы техническим кандидатом или нет? Кроме того, практики выдвижения губернаторов, которые могут представлять целые корпорации и регионы, в новейшей истории России нет. И ничего плохого в этом нет.
ВЗГЛЯД: А как вы отнеслись к инициативе Путина изменить схему назначения губернаторов?
Д.М.: С тем, что политическая система должна совершенствоваться, никто не спорит. Совершенно ясно, что у избранного губернатора степеней свободы гораздо больше, но как они смогут ими воспользоваться – еще большой вопрос.
Все мы помним, как в 90-х годах для многих регионов их конституция была приоритетнее федеральной. И угроза несплоченности регионов была крайне высока. Поэтому уход от той системы выборов губернаторов был обоснован.