Решение России воздержаться при голосовании за проект антисирийской резолюции на Генассамблее ООН должно послужить четким сигналом президенту Башару Асаду о необходимости прекращения кровопролития и начала реформ.
Ее соавторы отказываются признать наличие террористических вооруженных групп в Сирии
Так прокомментировал позицию Москвы спецпредставитель российского президента по Африке, глава комитета по международным делам Михаил Маргелов. «Наше прошлое вето на резолюцию СБ ООН было последним инструментом, позволявшим Башару Асаду сохранить статус-кво на международной арене. Это был серьезный сигнал президенту Сирии со стороны России. Арсенал такого рода средств этим вето нами исчерпан», – приводит слова сенатора ИТАР-ТАСС.
Голосование по резолюции, осуждающей сирийские власти за нарушение прав человека, состоялось накануне в комитете по правам человека Генассамблеи ООН.
За принятие документа высказались 122 государства, против – 13, еще 41 страна, включая Россию, воздержалась.
В резолюции, соавторами которой выступили Германия, Франция и Великобритания, в частности, содержался призыв к сирийским властям «немедленно положить конец всем нарушениям прав человека, защищать свое население и в полном объеме соблюдать свои международно-правовые обязательства в области прав человека, немедленно положить конец всему насилию» в Сирии.
Документ также содержал призыв выполнить предложенную Лигой арабских государств «дорожную карту», предусматривающую вывод армейских подразделений из городов, освобождение политзаключенных, прекращение насилия всеми вовлеченными в конфликт сторонами и начало сирийскими властями национального диалога.
В самом Дамаске заявили, что соавторы резолюции занимаются подстрекательством вооруженных группировок внутри Сирии к конфронтации с властями. «Мы считаем странным то, что соавторы резолюции ссылаются на Устав ООН, в котором закреплен принцип невмешательства во внутренние дела других государств, в то время как данная резолюция преследует именно эту цель. Ее соавторы отказываются признать наличие террористических вооруженных групп в Сирии», – заявил посол Сирии в ООН.
«Мы исходим из того, что первоочередная ответственность в области поощрения и защиты прав человека лежит на самих государствах, в то время как международное сообщество призвано оказывать им техническое содействие в работе на данном направлении. Именно такое конструктивное содействие, а не менторское нравоучение, сейчас более всего необходимо Сирии», – в свою очередь заявил заместитель постоянного представителя РФ при ООН Сергей Карев.
Впрочем, резолюция Генассамблеи носит лишь рекомендательный характер.
Тем не менее в Москве не устают подчеркивать, что Асаду необходимо прекратить кровопролитие и начать реализовывать в стране реформы. «Читать эту позицию президенту Сирии следует однозначно: реформы, прекращение насилия, свободные выборы. Это то, что руководству Сирии надо делать немедленно, сегодня. Хотя потребность в этом была и вчера и позавчера», – заявил Маргелов.
Другое дело, что Запад придерживается иного мнения, заявляя о том, что сирийский лидер уже опоздал с реформами. Такую позицию на днях озвучил глава МИД Франции Ален Жюппе, открыто предложив международному сообществу по примеру с Ливией запретить все полеты над Сирией.
В России, однако, заявляют о недопустимости повторения ливийского сценария в отношении еще одной страны. «Россия против вмешательства в дела Сирии, поскольку уверена, что сирийский народ в состоянии самостоятельно решить свои проблемы мирно, в порядке политического диалога. Сирия – дружественная страна, и Россия внимательно следит за ходом событий, анализирует позиции всех сирийских политических сил, призывает к мирному разрешению противоречий», – добавил Маргелов.
На фоне этих споров из Сирии пришли сообщения о новых жертвах противостояния. Как утверждают местные правозащитники, в минувший вторник в ходе разгона очередной антиправительственной демонстрации вновь погибли более 30 человек, 28 из которых оказались мирными гражданами.