Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони может подать в отставку уже в ближайшую субботу. Как пишет британская газета The Telegraph, отставка ожидается сразу после одобрения двухпалатным парламентом массивного экономического пакета законов, направленного на сокращение госдолга и стимулирование экономического роста. Накануне премьер пообещал уйти после принятия непопулярных мер бюджетной экономии.
Сам факт, что Берлускони поддержал «Южный поток» вопреки американской воле, был значительным
Что касается возможного преемника, то в пятницу премьер поддержал кандидатуру бывшего еврокомиссара, 68-летнего президента престижного экономического университета «Боккони» Марио Монти.
«Я передаю вам поздравления правительства с назначением пожизненным сенатором, что говорит о ваших научных и общественных достижениях, и я желаю вам плодотворной работы в национальных интересах», – говорится в послании Берлускони.
В среду президент Джорджо Наполитано назначил Монти пожизненным сенатором. За все пять лет пребывания на посту президента Наполитано ни разу не пользовался своим правом назначения пожизненных сенаторов. Эксперты считают такой шаг предвестием создания технического правительства во главе с бывшим еврокомиссаром. Монти слывет одним из лучших итальянских экономистов. Берлускони на 2000–2005 годы направлял его на пост еврокомиссара по финансовой политике. А в Еврокомиссии во времена премьера Романо Проди он возглавлял антимонопольный комитет ЕС. С точки зрения партийной принадлежности он достаточно нейтрален.
О том, действительно ли Берлускони уже не будет участвовать в выборах, как он сейчас обещает, или же через какое-то время, когда волна кризиса уляжется, попытается вернуться к власти в Риме, спорят в Италии. В любом случае очевидно, что Берлускони стал синонимом целой эпохи. Он руководил правительством в 1994–1995 годах, в 2001–2006 годах, а также с 2008 года по сей день. Впервые в послевоенной Италии при нем прекратилась премьерская чехарда и возникла относительная политическая стабильность.
О том, что Берлускони за три своих премьерских срока успел сделать для Италии, газете ВЗГЛЯД рассказал бывший депутат Европарламента, итальянский политолог Джульетто Кьеза.
#{image=499293}ВЗГЛЯД: Господин Кьеза, чем ознаменовалась для Италии эпоха Сильвио Берлускони?
Джульетто Кьеза: В обществе преобладает мнение, что это была трагедия для Италии, потому что моральный и интеллектуальный уровень страны стремительно падал. Сейчас Италия намного хуже, чем была 20 лет назад. Я говорю не о правительстве, а о настроении людей. Не только я, но и большинство обозревателей признают, что произошла деградация чувств людей, исчезла солидарность, ухудшился уровень жизни. Распределение средств фактически давало решающие преимущества богатым против среднего класса и бедных.
В какой ситуации сейчас находится Италия, видно во всем: кризис, большая задолженность, никаких сдвигов. Почти половина молодых людей сидят без работы и не имеют никакой перспективы. За послевоенный период впервые у молодого поколения нет надежды на будущее. Поэтому оценка Берлускони – отрицательная. Италия находится в глубоком моральном кризисе, больше, чем в политическом.
ВЗГЛЯД: Другие политики левого толка, как и вы, утверждают, что репутация Италии при Берлускони ухудшилась. Но предшественники Берлускони менялись каждые полгода-год, так что никто в мире не успевал их запомнить. Как оказалось, они или были прямо связаны с мафией, или поддавались ее влиянию. Напомним, что два бывших премьера Италии были в судебном порядке признаны мафиози. Разве на этом фоне репутация страны не улучшилась?
Д. К.: Вы правильно говорите, что и предыдущие руководители были не святые. Конечно, были связи с мафией. Христианско-демократическая партия была очень коррумпирована.
Но разница в том, что господин Берлускони изменил правила игры. По существу, он аномально управлял страной на базе своих личных интересов. Он ввел ситуацию, когда практически все средства массовой информации были сосредоточены в его руках, поэтому с этой точки зрения деградировала и система информации, и общая система ценностей. Коррупция в СМИ возросла до невероятных размеров. Практически вся информация, которая от него исходила, была фальшивой или деформированной.
ВЗГЛЯД: После отставки Берлускони грозит уголовное преследование? В отношении него возбуждено несколько дел.
Д. К.: Берлускони управлял, фактически нарушая все статьи конституции. Это самые серьезные обвинения в его адрес. Это намного серьезнее, чем его сексуальные скандалы. Берлускони поставил под угрозу юридические институты страны.
Он уходит в отставку, имея за спиной четыре судебных процесса, которые еще не решены. Для него существует очень большая опасность, что он очень быстро может оказаться в тюрьме. Восстановить нарушенные им правила будет трудно. Берлускони потерял поддержку тех, кто себя чувствует жертвой, он потерял поддержку международного сообщества, начиная с США. И фактически он потерял поддержку среди предпринимателей, которые уже не относятся к нему положительно, потому что в итальянской индустрии – кризис.
Но у меня есть ощущение, что Берлускони еще не уходит. Он говорит, что уходит, но еще попытается создать другую партию. После его ухода пройдут досрочные выборы, на которых он будет играть роль защитника Италии против Европы, что еще хуже.
Часть населения, которая больше всего не доверяет нынешней Европе, может согласиться на возвращение его власти, чтобы избавить себя от кризиса европейских институтов. Поэтому господин Берлускони еще не мертвый. Он сможет сыграть еще одну, последнюю партию.
ВЗГЛЯД: Что будет с бизнесом Берлускони после ухода в отставку?
Д. К.: Я думаю, что его бизнес-империя тоже будет под угрозой. До сих пор большинство рекламы в стране было направлено на его телевизионные каналы. Это так называемый конфликт интересов, учитывая, что государственные каналы понесли серьезный убыток в пользу трех каналов Берлускони. А если он уйдет в отставку, то, вероятно, реклама пойдет в направлении государственных каналов. Таким образом, он потеряет несколько десятков миллиардов евро и попадет под серьезную экономическую угрозу.
ВЗГЛЯД: А на международной арене Берлускони заработал больше очков, чем во внутренней политике?
Д. К.: С моей точки зрения, его отношения с Россией играли определенную положительную роль. Вероятно, у него были личные интересы, но я этого не знаю, у меня нет данных. Но сам факт, что он поддержал «Южный поток» вопреки американской воле, был значительным.
Он защищал интересы Италии, иногда выступая самостоятельно. Например, во время войны против Ливии он лично был против, но после давления США, Франции и Великобритании поддался и ввязался в войну.
Я вообще считаю хорошим признаком, когда руководитель страны действует самостоятельно, а не под давлением других. Но в остальных ситуациях он вел себя как послушный исполнитель американской воли.
ВЗГЛЯД: Какими будут российско-итальянские отношения при новом правительстве?
Д. К.: Более-менее будет то же самое: по существу, Италия окажется под руководством Международного валютного фонда, а значит, Италия будет под руководством США, поэтому она останется в русле предыдущих фундаментальных ориентиров.