В четверг Пресненский суд Москвы зарегистрировал иск экс-мэра столицы Юрия Лужкова против руководителя администрации президента России Сергея Нарышкина о защите чести и достоинства. Об этом РИА «Новости» сообщил адвокат Лужкова Алексей Мельников.
«Мой доверитель никогда не совершал коррупционные преступления, против него никогда не заводилось уголовное дело, а наша позиция неизменна: всегда последовательно опровергать в суде все недостоверные и порочащие сведения, озвученные любыми лицами, невзирая на занимаемые ими должности», – пояснил позицию истца Мельников.
Мельников привел слова Лужкова, который считает, что искоренением коррупции в России «должны заниматься правоохранительные органы». «Это вопросы власти, а не мои. Я не следователь. Я не сотрудник тайной полиции. Я мэр города. Я занимался хозяйством, и занимался честно. Работал на пользу города. На пользу государства. Эти претензии нужно в первую очередь – если они есть – направить в адрес соответствующих органов», – процитировал адвокат слова Лужкова.
Напомним, в среду Сергей Нарышкин подробнее рассказал о причинах, побудивших год назад президента Дмитрия Медведева уволить Лужкова с формулировкой «за утрату доверия».
«Во-первых, крайне неэффективное управление городом, во-вторых, запредельный уровень коррупции, допущенный Лужковым и его окружением», – сказал Нарышкин.
Эти слова стали ответом Лужкову, который ранее в эфире телеканала «Дождь» связал свою отставку с тем, что при нем Москва была лакомым объектом для людей, которые уже многое «распилили» в России. По словам бывшего градоначальника, в дополнение к «таким политическим неудовлетворенностям, которые испытывал наш президент по отношению к мэру Москвы», на решение о его увольнении могли повлиять федеральные промышленные группы, заинтересованные в приобретении активов московского правительства.
Лужков, который пока находится в Австрии (в Москву он обещал вернуться в ноябре), вызван следственным департаментом МВД на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу о хищении 13 млрд рублей в Банке Москвы. По версии следствия, средства по кредиту, выделенному для компании «Премьер Эстейт», оказались на счетах жены Лужкова Елены Батуриной, которая владела строительной компанией «Интеко».
На допрос в следственный департамент МВД Лужков не явился. Через день Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину и мэру Москвы Сергею Собянину представить предложения по привлечению к ответственности федеральных и столичных чиновников, незаконно передавших в свое время предназначенные для посольств земли в Москве. Генпрокурору Юрию Чайке президент поручил проверить законность регистрации прав собственности на земельные участки, а при наличии оснований – принять меры.
В свою очередь Елена Батурина заявила, что владеет участком земли на западе столицы, который, по мнению федеральных властей, предназначался для строительства зарубежных диппредставительств, на законном основании, и обвинила федеральные структуры в попытке завладеть частью этого участка.
Между тем пресс-секретарь президента Наталья Тимакова в четверг назвала смехотворными разговоры о неких политических преследованиях Лужкова и предложила ему не рассуждать в интервью из-за рубежа, а приехать в Москву и дать показания.
«Говорить о каких-то якобы политических преследованиях бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова смешно – много чести для отставного политика», – заявила Тимакова.
Тимакова отметила, что в подобных случаях часто используется тезис о политических преследованиях, хотя речь идет о банальной коррупции. «Если отдыхающий на пенсии за границей Юрий Лужков считает себя невиновным, он должен не рассуждать в интервью о том, что непременно вернется в Москву, а приехать и дать показания следствию», – заявила Тимакова.
Отметим, что, будучи мэром Москвы, Лужков регулярно судился с различными изданиями, подавая на них иски о защите чести и достоинства. В этих процессах он всегда выходил победителем. После увольнения тенденция изменилась. Например, в начале августа Савеловский суд Москвы отказал в удовлетворении его иска к изданию Life News. В своей жалобе Лужков требовал опровергнуть информацию о том, что он вымогал 750 млн долларов у экс-президента Банка Москвы Андрея Бородина.