Переходный национальный совет озвучил официальную версию гибели Муаммара Каддафи.
Есть что-то такое зловещее, когда показывают убитого человека и все радуются
Как заявил председатель исполкома ПНС Махмуд Джибриль, ссылаясь на выводы судмедэкспертов, лидер Джамахирии был взят в плен живым и впоследствии получил смертельное пулевое ранение в голову. При этом он особо подчеркнул, что новые власти страны не отдавали приказа об убийстве полковника.
«Каддафи вытащили из канализационной трубы. Он никак не сопротивлялся. Когда его начали выводить из-под огня, ему в правую руку попала пуля. Затем Каддафи посадили на джип, и в это время у него еще не было других ранений», – заявил он.
Когда полковника попытались вывезти, машина угодила под перекрестный огонь, в результате чего Каддафи и получил смертельную рану. Смерть наступила за считаные минуты до прибытия машины в больницу, подчеркнул глава ПНС, добавив, что экспертам не удалось выяснить, от чьей именно пули погиб полковник.
#{image=567440}Представители большинства стран мира, комментируя известие, не скрывали своего удовлетворения пришедшей из Ливии новостью и выражали надежду на то, что страну ждет новая жизнь.
О том, насколько оправданны такие надежды, газете ВЗГЛЯД рассказал бывший посол в Тунисе и Ливии, директор по внешним связям Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и руководитель Центра партнерства цивилизаций Вениамин Попов.
ВЗГЛЯД: Вениамин Викторович, российские сторонники Муаммара Каддафи утверждают, что в Социалистической Ливийской Джамахирии ВВП на душу населения доходил до 14 тыс. долларов, не было коммунальных платежей, производились выплаты молодоженам, выдавались беспроцентные потребительские кредиты, а часть лекарств выдавалась бесплатно, государство помогало молодым семьям покупать квартиры?
Вениамин Попов: Действительно, для населения было много льгот. У них был высокий уровень доходов, и это факт. Это объясняет, почему Каддафи 42 года стоял у власти. Особенностью режима Каддафи было то, что он назвал себя лидером Ливийской революции. Официального поста он не занимал. Когда ему нужно было давать ответ по существу, а он не хотел, то предлагал обращаться к премьер-министру, потому что он «неофициальное лицо». А на самом деле он все держал в руках. Это ноу-хау действовало с 77-го года. Кроме социальных благ, Каддафи много средств направлял на террористическую и подрывную деятельность.
ВЗГЛЯД: Убийство Муаммара Каддафи станет переломным моментом для страны, как теперь будет развиваться ситуация?
В. П.: Ситуация будет очень сложной. Какие-то очаги сопротивления все равно останутся. На свободе остаются дети Каддафи. Сопротивление не будет таким организованным, но подрывные акции будут продолжаться. Но самое главное – как организовать снова всю страну. Должен быть какой-то объединяющий стержень. Эта страна создана из нескольких лоскутов и плюс различные племена, которые до сих пор очень влиятельны. Когда власть перешла в руки Переходного национального правительства (ПНС), они не смогли создать правительство. Причина в том, что каждый город требовал себе побольше постов в министерствах.
(Фото: ИТАР-ТАСС) Вениамин Попов |
Наиболее организованные отряды ополченцев – исламисты. Они единственная сила, которая в условиях отсутствия режима может проводить какие-то решения. У них есть оружие. Поэтому еще неизвестно, как развернется ситуация в дальнейшем. Теперь начнутся выяснения отношений между самими вооруженными повстанцами. Непросто все привести к одному общему знаменателю и выдвинуть идею, которая объединяла бы всех ливийцев. В первую очередь надо наладить мирную жизнь, а это сложно: очень много убитых, а значит – кровная месть. И много разрушений.
ВЗГЛЯД: Вы испытываете личные переживания, узнав о смерти Муаммара Каддафи, с которым вам не раз приходилось вести переговоры?
В. П.: Есть что-то такое зловещее, когда показывают убитого человека и все радуются. Наверное, история потом все расставит на свои места. Я понимаю настрой людей, которые там сражались и умирали там. Но вместе с тем все время показывать труп по телевиденью – это производит не самое благоприятное впечатление. Через какое-то время сегодняшняя картина будет изменяться. Потом мы получим объективную реальность. Как сказал один мой ливанский друг, еще неизвестно, как окончательно развернется ситуация в Ливии и кто там действительно возьмет власть. Поэтому должно пройти какое-то время.
Нельзя исключать того, что, когда в мае во Франции пройдут выборы и к власти придут социалисты, они еще займутся расследованием, почему Париж принял участие в этой войне. Также было сообщение, что сначала натовские самолеты разбомбили две эти машины с Каддафи, а потом уже была перестрелка.
Может быть, это опять была совместная операция. Не случайно госсекретарь США Хиллари Клинтон сказала, что Каддафи либо убьют, либо схватят. Она как бы что-то знала, какие-то сведения были. Подробности просочатся позже.
ВЗГЛЯД: Эксперты полагают, что после ликвидации Каддафи не исключен полный распад страны.
В. П.: Не хотелось бы. Такой сценарий совсем мрачный. Среди ливийцев есть много толковых людей. Но выяснение отношений может занять достаточно длительное время, кто там настоящий хозяин и кто может сплотить страну. Сегодня такая сила не просматривается. Слишком много племенных интересов, отдельных городов, существует реальная опасность. Но жизнь сама может заставить сделать выбор в пользу того, чтобы быстрее восстановить разрушенное хозяйство и наладить нормальную обстановку. Но выяснение отношений, определенно, будет. Это удел каждой революции. Начать революцию, как и войну, всегда легко, а вот что будет дальше, всегда сказать трудно.
ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, почему Каддафи, хотя у него была такая возможность, не покинул страну, а предпочел принять бой?
В. П.: Он сам говорил о том, что ни за что не покинет Ливию. Несмотря на эксцентричность, у него была своя система ценностей и взглядов. И потом, он 40 лет был фактически владельцем очень богатого государства, его абсолютным лидером. Он мог делать там все, что захочет. К тому же он был очень приспосабливаемым политиком и предпринимал шаги, которые должны были ему позволить избежать участи Саддама Хусейна. Но у каждого политика есть свое Ватерлоо.
ВЗГЛЯД: Какова вероятность, что после своей гибели Каддафи станет мучеником в глазах жителей страны?
В. П.: То, как будут вспоминать его ливийцы, будет зависеть от того, что ждет страну в будущем. Если жизнь ухудшится, то Каддафи станет мучеником и героем. Если оппозиции удастся создать демократическое государство, о котором они заявляют, то полковник в глазах жителей страны останется диктатором.
Ливия как государство существовала только при Каддафи, он сумел объединить страну на непонятной для нас основе. Но мир изменился, наступила эпоха глобализации. Молодежь теперь хочет принимать участие в управлении государством, а не слушать то, что говорят ей вожди. Эпоха вождей закончилась навсегда, и Каддафи был последним ее представителем.