Политика

25 января 2011, 21:15

Андрей Недосеков: Проверять всех входящих не было оснований

Фото: ИТАР-ТАСС

«Администрациям аэропортов будет сложно проверить и досмотреть всех, кто входит в аэропорт. Это около 70 тыс. человек ежедневно только в одном Домодедово», – заявил замминистра транспорта Андрей Недосеков в интервью газете ВЗГЛЯД. Он не исключает, что предстоит значительно изменить нормы досмотра в аэропортах.

8 февраля о причинах теракта в Домодедово перед нижней палатой отчитаются главы МВД, ФСБ, Генпрокуратуры и СКР Рашид Нургалиев, Александр Бортников, Юрий Чайка и Александр Бастрыкин, а также министр транспорта Игорь Левитин. Такое решение на своем экстренном заседании принял во вторник комитет Госдумы по транспорту, и его уже поддержал председатель палаты Борис Грызлов.

Нужно честно признаться, что администрациям аэропортов будет сложно проверить и досмотреть всех, кто входит в аэропорт

Заседание, посвященное событиям в Домодедово, прошло за закрытыми дверями, поскольку в Минтрансе руководству комитета пообещали огласить некие секретные сведения. Представлять Минтранс на нем должен был замминистра Андрей Недосеков.

Дожидаясь опаздывающего заместителя министра, многие депутаты вслух возмущались тем, что только администрация аэропорта оказалась ответственной за безопасность такого ключевого транспортного объекта и фактически вынуждена нанимать сотрудников МВД для дополнительной проверки пассажиров.

#{image=480501}Объяснить, что стало причиной теракта, похоже, не смог и сам Недосеков. Многие депутаты, выйдя после заседания, называли его отчет «бессодержательным» и даже «беспомощным».

В итоге комитет решил создать парламентскую комиссию по расследованию причин теракта. Решение оказалось неожиданным и стало, похоже, реакцией думцев на отчет Недосекова. Правда, предложение комитета еще должна утвердить вся палата, но в его пользу уже высказался такой влиятельный единоросс, как глава комитета по безопасности Владимир Васильев.

Впрочем, акцент в расследовании предполагается сделать не столько на самом преступлении, сколько на действиях чиновников и управленцев аэропорта, которые могли допустить халатность.

Сам Недосеков заявил после заседания, что служба охраны Домодедово не располагала информацией о возможном теракте, поэтому в аэропорту и не был введен специальный режим контроля. По его словам, после терактов 2004 года Минтрансу уже была поставлена задача обеспечить безопасность в зоне вылета аэропорта. Задача сделать «чистой» и зону выхода из терминалов перед ведомством еще утром в понедельник не стояла.

Андрей Недосеков (Фото: ИТАР-ТАСС)

О том, кто оплатит очередное переоснащение системы безопасности в московских или даже всех российских аэропортах, в Минтрансе пока не знают. Возможно, за новые рамки металлоискателей придется заплатить самим авиапассажирам, предположил в интервью газете ВЗГЛЯД сам заместитель главы Минтранса Андрей Недосеков.

ВЗГЛЯД: Андрей Николаевич, что, по-вашему, позволило террористам достичь своих целей? Это был недосмотр сотрудников аэропорта или милиционеров?

Андрей Недосеков: Идет следствие. Изъяты документы, регламентирующие взаимодействие служб безопасности аэропорта с милицией.  Выясняется, в каких случаях должен был проводиться личный досмотр пассажиров, а в каких нет, когда правоохранительные органы были должны провести человека через рамку металлоискателей, а когда нет. Ответить на этот вопрос однозначно я не имею права. Работает следственная комиссия, и она будет принимать решение.

Проблема в том, что у нас существуют разные уровни угроз. Аэропорт вчера (в понедельник прим.) работал в том режиме, когда усиления безопасности не требовалось. Работали восемь милицейских постов. У нас у Минтранса не было никакой информации о готовящемся теракте. В этом случае вводить какие-то дополнительные меры досмотра и проверять абсолютно всех входящих не было оснований.

Если бы поступили соответствующие ориентировки спецслужб об угрозе теракта или вмешательства в деятельность транспортного комплекса, были бы выделены дополнительные наряды и усилена охрана аэропорта.

ВЗГЛЯД: Но почему же тогда пассажир, оказавшийся боевиком, не прошел даже выборочную проверку?

А.Н.: После событий 2004 года была четкая задача создать в аэропорту «чистую зону», в которую не смогут проникнуть террористы и уж тем более попасть на самолет. Эта задача была выполнена. Сперва мы вообще раздевали пассажиров при досмотре, но потом в аэропортах были установлены современные кабинки, позволяющие обнаруживать, в том числе, безоболочные взрывные устройства на теле человека или в его багаже. Этот путь мы прошли.

Обеспечить такой же уровень проверки в «грязной зоне», куда могут пройти и встречающие, и пассажиры, от нас не требовали, так как это требует серьезных финансовых вложений. Это то же самое, что обеспечить безопасность всех, кто заходит на железнодорожные вокзалы, в театры и кинотеатры. Выделить при этом только аэропорты перед нами задачи не было. Мы создали условия для проведения выборочного осмотра подозрительных граждан.

ВЗГЛЯД: А теперь такая задача перед Минтрансом стоит? И во сколько ее выполнение может обойтись?

А.Н.: Сегодня совершенствуются нормы транспортной безопасности. Кроме того, нам будет поставлена задача доработать нормативные акты для того, чтобы осуществлять проверку тех, кто прилетает в аэропорт, и тех, кто встречает прибывающих.

Но нужно честно признаться, что администрациям аэропортов будет сложно проверить и досмотреть всех, кто входит в аэропорт. Это около 70 тыс. человек ежедневно только в одном Домодедово. Это повлечет серьезные затраты и серьезное увеличение штата проверяющих.

Кроме того, нужно признать, что наши авиационные комплексы не проектировались под установку такого количества оборудования и создания такого количества досмотровых зон. Количество таких зон нужно будет как минимум увеличивать в 57, может быть, даже в 10 раз.

Что же касается стоимости такого оборудования, то мы только ведем такие расчеты. Но нам уже очевидно, что если эти затраты лягут только на аэропорты, они тут же отразятся на тарифах и стоимости авиабилетов, так как придется закупать новую технику и увеличивать число проверяющих.

ВЗГЛЯД: А какие меры на законодательном уровне нужно принять для повышения транспортной безопасности?

А.Н.: Сегодня появился новый вид угрозы, которой раньше не было. Мы договорились с депутатами, что создадим совместную рабочую группу и вместе будем разрабатывать необходимые законодательные акты. Соответствующая рабочая группа создана и в Минтрансе.

Текст: Ирина Костюкова

Вам может быть интересно

Загоревшийся завод в Берлине производит системы ПВО IRIS-T для Киева
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Премьер Грузии выразил Госдепу США разочарование из-за попыток устроить в стране революцию

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

В Кремле назвали прямой эскалацией слова Кэмерона об ударах Украины по России

Слова главы МИД Великобритании о праве Украины наносить удары по территории России с помощью британского оружия являются прямой эскалацией, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В Латвии завели дело за возложение цветов к демонтированному памятнику «Алеша»

В Латвии возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, который несколько раз возлагал цветы к месту демонтированного памятника советским воинам – освободителям Латвии от немецко-фашистских захватчиков в городе Резекне, сообщили местные СМИ.

В Германии начался суд из-за «продажи в Россию компонентов для беспилотников»

Суд Штутгарта в Германии начал рассмотрение дела по подозрению в якобы нарушении европейского эмбарго против России, сообщили СМИ.

МЧС предупредило о заморозках в Москве и Подмосковье

В Москве и Московской области 4 мая ожидаются заморозки, такое экстренное предупреждение распространили Главные управления МЧС по городу и по области.

В Швейцарии назвали Россию победителем в украинском конфликте

Российская армия одержала верх в конфликте на Украине, украинские солдаты деморализованы, а Запад слишком слаб, говорится в материале главного редактора швейцарской газеты Neue Zurcher Zeitung (NZZ) Эрика Гуйера.

Немецкий журналист оценил выставку трофейной техники НАТО

Невероятное количество человек пришло увидеть трофейную технику НАТО в Москве, многие с гордостью говорили о захвате немецкого танка Leopard 2, заявил посетивший выставку журналист канала Welt Кристоф Ваннер.

Эндокринолог назвала самые вредные части кулича

Куличи необходимо употреблять с осторожностью и отказаться от сладкой глазированной шапочки, потому что она насыщена сахаром, заявила эндокринолог, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник факультета фундаментальной медицины МГУ Зухра Павлова.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

Изъятое огнестрельное оружие, подлежащее утилизации, решили передавать на нужды СВО

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность передачи на нужны спецоперации на Украине изъятого и конфискованного оружия, сообщил глава группы, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Шойгу: ВСУ в апреле теряли до 1 тыс. человек ежесуточно

Украинская армия в апреле теряла до тысячи военнослужащих в сутки, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС России.

Эксперты поспорили о сроках выхода американского контингента из Нигера

Вывод войск США из Нигера займет примерно два-три месяца. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказала африканист Тамара Андреева. Она напомнила, что в такой срок уложились французы, покинувшие африканскую страну ранее. Несколько иную позицию высказал африканист Андрей Маслов. По его мнению, Пентагон будет всячески затягивать этот процесс. Ранее российские и американские военные оказались на одной базе в Нигере.

Швеция отвергла идею о международном расследовании подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Швеции заявило об отсутствии необходимости в проведении международного расследования взрывов на газопроводе «Северный поток», поскольку «оно ничего не даст».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?