Проект уже одобрен главой СК при Генпрокуратуре Александром Бастрыкиным, и хотя под ним еще нет подписей депутатов, вполне возможно, что он уже в ближайшие дни поступит в Госдуму.
#{help=433147}«Принятые в апреле этого года поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, запретившие применение арестов к предпринимателям при расследовании 29 уголовных экономических составов, на практике не действуют, – поясняет цель законопроекта газете ВЗГЛЯД один из авторов документа, зампред комитета по уголовному и гражданскому законодательству Андрей Назаров. – Предприниматели по-прежнему подвергаются арестам. Одна из основных причин такого беззакония в том, что в российском законодательстве отсутствуют четкие правила досудебной работы с подозреваемыми: на что он имеет право и на что – нет, чем рискует».
В принципе, эти положения до сих пор и так подразумевались в «медведевских» поправках, вступивших в силу еще весной, однако на практике они не действовали, так как не были пошагово прописаны, судьи не знали, как им применять эти нормы. Президент Дмитрий Медведев внес в парламент в начале марта целую серию поправок в УК и УПК, смягчивших ответственность за экономические преступления. Поправки вступили в силу 7 апреля.
Если проект СКП будет одобрен, то теперь в УПК будет четко и дотошно прописана, например, процедура домашнего ареста для тех, кто совершил преступление небольшой или средней степени тяжести и не имел прежних судимостей.
Так, для контроля над квартирным арестантом правоохранительным органам разрешается устанавливать в жилище видеокамеры, надевать на подозреваемого электронные браслеты круглосуточного контроля, звонить на стационарный телефон установленные несколько раз в день, прослушивать его телефоны и просматривать интернет-сообщения. Об этом, в частности, говорится в проекте ст. 101.4.
Отдельным пунктом законопроекта оговаривается внесение залога. Им может стать как недвижимость подсудимого, акции, облигации, ювелирные изделия и предметы антиквариата, так и живые деньги. Сумма залога будет зависеть от тяжести преступления, в котором подозревают человека. Как следует из проекта ст. 106, по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 100 тыс. рублей, по уголовным делам о тяжких преступлениях – менее 500 тыс. рублей, а по уголовным делам об особо тяжких преступлениях – менее 1 млн рублей.
В случае если под обременением окажется квартира или дом подследственного, запись об этом будет занесена в регистрационную систему местных органов власти.
#{smallinfographicleft=427277}Согласно одной из поправок домашний арест может быть легко заменен залогом и наоборот. В случае прекращения уголовного дела следователем или дознавателем залог возвращается подследственному.
Хотя подозреваемый до суда будет оставаться на свободе, закон накладывает на него целый ряд ограничений. Некоторым из подследственных до вынесения приговора запретят пользоваться Интернетом, почтой и телефоном. Также подследственному запретят угрожать, шантажировать, подкупать свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, уничтожать или фальсифицировать следы преступления, покидать без уведомления следователей свою квартиру или дом, совершать операции с имуществом.
Однако самое главное, уверяет Назаров, в том, что с принятием поправок судья будет обязан при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу самостоятельно проверять обоснованность подозрения в том, что стоящий перед ним человек мог совершить данное преступление. Сейчас судьи опирались лишь на мнение следователей и, как показывает практика, бездумно прописывали человеку тюремный режим.
Аппарат правительства уже дал свой отзыв на проект и, в частности, рекомендовал распространить его действие не только на тех, кто обвиняется по «предпринимательским» статьям, но и на остальных граждан.
Между тем к поправкам по поручению Дмитрия Медведева к началу сентября был подготовлен и другой документ, нацеленный на оздоровление инвестиционного климата в стране.
Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере была подготовлена Центром правовых и экономических исследований в сотрудничестве с Институтом современного развития при поддержке президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества. Не исключено, что депутатам, а также представителям предпринимательского сообщества предстоит теперь инкорпорировать два этих документа в один.