В канун 65-й годовщины гибели японских городов Хиросимы и Нагасаки, отмечаемых 6 и 9 августа, на встрече с группой «хибакуся», как называют в Японии жертв атомных бомбардировок, генсек ООН заявил: единственная гарантия того, что ядерное оружие больше никогда не будет использовано, – это полная его ликвидация.
В ближайшее время я не вижу никаких перспектив процесса разоружения
Напомним, 6 и 9 августа 1945 года США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, которые в итоге были полностью уничтожены. Мгновенно погибло не менее двухсот тысяч человек. 6 августа считается Всемирным днем борьбы за запрещение ядерного оружия.
На сегодня ядерным оружием официально обладают пять стран: США, Россия, Франция, Великобритания и Китай. Индия, Пакистан и Израиль, а также, возможно, КНДР владеют оружием неофициально.
В июле 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились все страны, за исключением Израиля, Индии, Пакистана и КНДР. Конечной целью договора, разработанного в ООН, является как раз полный отказ от ядерного оружия. Тем не менее за прошедшие 20 лет активно процессом разоружения занимаются, в основном, США и Россия – именно эти страны обладают наибольшими запасами ядерного оружия.
#{smallinfographicright=419292} Последним громким событием в процессе разоружения стал договор о Стратегических наступательных вооружениях (СНВ), подписанный в апреле президентами США и России.
По мнению ведущих политиков, после подписания этого договора и оговоренного им сокращения запасов ядерного оружия к процессу должны будут примкнуть и другие страны. Об этом в начале недели заявил и министр иностранных дел России Сергей Лавров в статье, написанной для еженедельника «Международная жизнь».
«Глубокие сокращения СНВ, предпринимаемые Россией и США, означают возникновение в скором времени качественно новой ситуации в сфере ядерного разоружения – уменьшение количественного разрыва между арсеналами наших стран и других членов «ядерной пятерки» неизбежно приведет к тому, что ядерные потенциалы этих государств больше не смогут оставаться за рамками процесса дальнейших согласованных сокращений», – пишет Лавров.
В интервью газете ВЗГЛЯД директор фонда «Политика» Вячеслав Никонов заявил, что страны «ядерной пятерки» не пойдут на сокращение вооружений. «Следующим этапом, действительно, станут переговоры с остальными ядерными странами, и этот новый этап разоружения будет гораздо сложнее, чем предыдущий, – сказал политолог газете ВЗГЛЯД. – Все страны устраивает существующая ситуация – запасы ядерного оружия они рассматривают и как защиту своей безопасности, и как защиту своей независимости». Наличие ядерного оружия придает странам вес на международной арене.
«Несмотря на то, что все пять стран подписали договор о нераспространении ядерного оружия, в котором конечной целью признается полный отказ от него, в ближайшее время я не вижу никаких перспектив процесса разоружения. Договор по СНВ, подписанный американским и российским президентами, станет последним громким событием в этом процессе», – считает политолог. Он также отметил, что существует еще одна важная проблема: есть страны, которые фактически обладают ядерными орудием, но не признаются в этом – Израиль, Пакистан, Северная Корея – они-то уж точно не намерены официально вступать в ядерный клуб и присоединяться к процессу разоружения.
#{smallinfographicleft=342471}
По мнению ведущего эксперта по России и Евразии фонда «Хэритедж» Ариэля Коэна, проблемы в первую очередь возникнут именно с Китаем, Пакистаном и Индией, а не с европейскими членами ядерного клуба Францией или Великобританией. «Старушка Европа уже не жаждет играть новую геополитическую роль. Роль Лондона и Парижа как центров мировых империй умерла в середине прошлого века, после Второй мировой войны. А вот Китай и Индия наращивают свое влияние в мире».
Также важно привлечь к процессу переговоров страны, которые владеют ядерным оружием неофициально – Северную Корею, Израиль, а в будущем и Иран, считает Коэн.
«Москва должна сейчас обратить свой взор на Китай и использовать рычаги дипломатического влияния на китайских коллег, – сказал политолог газете ВЗГЛЯД. – Пекин, в свою очередь, также заинтересован в создании мирных условий для своего долгосрочного экономического развития». Непростой разговор будет с Северной Кореей – эта страна вообще непредсказуема, считает американский политолог.
Еще одним своеобразным рубежом на пути сокращения вооружений будет вопрос тактического ядерного оружия или нестратегического ядерного оружия (НСЯО), считает глава МИД России. «Подтверждаем, что в рамках обозначенного системного подхода мы готовы к комплексному обсуждению любых проблем безопасности, в том числе и такой многосложной, как НСЯО. При этом исходим из того, что рассмотрение тематики НСЯО вполне логично начинать с решения в универсальном порядке вопроса о возврате всех арсеналов такого оружия на территории государств, которым они принадлежат», – подчеркнул министр.
Никонов пояснил, что нестратегическое вооружение отличается от стратегического радиусом действия. Он также рассказал, что американские НСЯО расположены в пяти странах, а российские нестратегические вооружения находятся только на территории нашей страны. «Этот вопрос никогда раньше не поднимался, видимо, теперь, он тоже станет предметом торга», – сказал Никонов.
Ариэль Коэн считает, что вопрос НСЯО надо начинать с сокращения российских запасов этого оружия, которые в разы превосходят американские.
«Да, американские НСЯО находятся на территории европейских стран, но в очень малом количестве. Зато Россия обладает запасами такого оружия, в разы превосходящими американские. Так что, прежде всего, надо добиться, чтобы либо обе стороны начали серьезные переговоры по ограничению НСЯО, или чтобы Россия сократила этот вид вооружений до американского уровня, а потом уже США будут вести переговоры о том, чтобы выводить свои вооружения из других стран», – сказал Коэн газете ВЗГЛЯД.
Лавров считает, что необходима и полная ликвидация всей инфраструктуры, обеспечивающей быстрое развертывание НСЯО на территории европейских государств – членов НАТО. «Это могло бы стать важной мерой укрепления доверия», – пишет Лавров.
#{weapon}Лавров напомнил, что нерешенным остается и вопрос ядерной неопределенности, то есть невозможности идентификации вида оснащения баллистических ракет (ядерное или неядерное) после их пусков.
Вопрос имеет важное значение, так как до сих пор под сокращением ядерного оружия понималось только снятие с боевого дежурства ракет-носителей с ядерными боеголовками. Сами боевые заряды и ракеты-носители не уничтожались. Сейчас в арсенале Америки и России имеется много ракет без ядерных боеголовок, Америка настаивает, что эти ракеты можно использовать для обороны страны. Как рассказал Никонов, администрация Обамы разрабатывает план глобального удара.
«По любой точке Земли может быть нанесен удар ракетами, но как страна, по которой такой удар наносится, сможет определить, есть ли ядерная боеголовка на борту ракеты? Соответственно такой удар может спровоцировать ядерную войну. Этот вопрос также не обсуждался странами ранее, сейчас его нужно решать».
Лавров пишет, что нерешенность этого вопроса резко повышает опасность возникновения ядерного конфликта. «Кроме того, появляются такие проблемы, как существенное понижение «порога» применения стратегических ракет, а также опасность гонки ракетных вооружений. Такой путь ведет к замещению ядерной угрозы на угрозу использования обычных высокоточных вооружений, способных в военно-стратегическом отношении решать практически те же задачи», – пишет Лавров.
Ариэль Коэн отметил, что американцы не будут обсуждать это в рамках вопроса ядерного разоружения. «Это все равно, что сравнивать яблоки с апельсинами», – сказал эксперт, цитируя американскую поговорку.
Американский политолог согласен со своим российским коллегой Вячеславом Никоновым, что новый этап ядерного разоружения будет гораздо более сложным и длительным. «Речь идет о подключении к диалогу таких «непростых клиентов», как Пакистан, Северная Корея, Китай, Иран... Конечно, процесс будет длительным. Не один дипломат сможет сделать на нем карьеру, и не один переговорщик успеет уйти на пенсию. В то же время это хорошая площадка для взаимодействия и сотрудничества России и США», – подчеркнул Коэн.
Тем временем генеральный секретарь ООН выразил надежду, что ядерное разоружение будет достигнуто еще при его жизни – об этом он признался информационному агентству Киодо накануне своего вылета в Японию. «Это моя цель», – заявил 66-летний Пан Ги Мун.
Генсек пошел дальше и высказался за то, чтобы поставить конкретные временные рамки для ядерного разоружения. Пан Ги Мун, в частности, заявил, что в принципе поддерживает призыв организации «Мэры городов за мир» к тому, чтобы полностью ликвидировать на планете ядерное оружие уже к 2020 году.
В пятницу в Японии по традиции состоятся памятные мероприятия, посвященные 65-й годовщине атомной бомбардировки Хиросимы. В 8 часов 15 минут по местному времени (именно в это время на город была сброшена бомба) в Хиросиме в городском Парке мира началась мемориальная церемония, в которой примут участие мэр Хиросимы, члены японского правительства, генеральный секретарь ООН и представители еще 56 стран. В том числе, впервые своих представителей направили ядерные державы – США, Великобритания и Франция.