ВЗГЛЯД: Глеб Олегович, сейчас на дворе лето, все в отпусках, до выборов еще далеко, и вот на этом фоне по центральной части страны прошла волна лесных пожаров. Насколько, по-вашему, эта чрезвычайная ситуация могла отразиться на личном рейтинге доверия президента Дмитрия Медведева?
Тема пожаров в некоторых регионах может повлиять на итоги октябрьских выборов
Глеб Павловский: Летние рейтинги не имеют значения вообще, потому что люди выпадают на это время из политического пространства – у них другие интересы. У одних картошка гибнет, у других дом сгорел, третьи недовольны купленной яхтой. Не помню вообще случая, чтобы летние рейтинги подтверждались бы осенью и на что-то влияли бы.
Эту искусственную кампанию создала пресса в отсутствие других, как она считает, достойных политических новостей. Это попытка начать политический сезон раньше, чем он реально начался. Я также отметил и смехотворные попытки привязать рейтинг президента к цене нефтяного барреля, которые, видимо, идут от сырьевого лобби.
Такие вещи небезвредны, они, конечно же, заражают в какой-то степени если не избирателей, то политиков. Политиков фактически наводят на ложный след. Вместо того чтобы думать об изменении политической повестки, в том числе по итогам природной катастрофы этого лета, в результате проявившихся серьезных дефектов осуществления власти на самых разных уровнях, вместо этого президента фактически призывают заняться раскруткой рейтинга на фоне пожаров, пытаются втянуть в медийную интригу. Это ложный след, это ошибка.
Ну и отмечаю и смешные случаи, когда один из сенаторов выехал в лес, поджег несколько деревьев, потушил их, а потом распространил рассказ о своем героизме через прессу.
Проблема вообще в другом месте, проблемы рейтингов нет. Пожары выявили катастрофическое отсутствие инфраструктуры не только противопожарной и не только инфраструктуры МЧС, но и политической инфраструктуры в целом.
Как только руководство отбывает на заслуженный, как оно считает, отдых, так тут же нельзя принять ни одного решения. Вот это та сторона нашей системы, которая требует модернизации в первую очередь, и Медведев, насколько я понимаю, обращает на это внимание.
ВЗГЛЯД: Но колебания цен на продукты могут превратиться в колебание уровня популярности лидера страны?
Г. О.: Не надо считать людей идиотами, которые просто разглядывают телекартинки и от этого меняют отношение к политикам. Человек живет в реальной среде, и все влияет на его отношение к властям. И повышение цен, и пожары – безусловно, из этого будут сделаны определенные выводы. Ведь они показали не только страшную неготовность властей к чрезвычайным происшествиям, к чему, вообще-то, все считали ее готовой, а показали и героизм простых людей, готовность их гасить пожары и спасать свою страну. Это тоже очень важное обстоятельство, которое будет иметь и политические последствия.
Конечно, осенью мы увидим как бы новое состояние умов. Но, уверяю вас, оно будет зафиксировано на уровне доверия к одному или к двум людям, будет носить более глубокий характер. А уже дискуссия, политические споры вокруг новой повестки дня, вокруг проблем, которые выявились, конечно, повлияют и на отношение к политикам, в том числе и к Медведеву. Но это уже будет зависеть от того, с чем руководители выйдут осенью к нам навстречу. И здесь нужны не просто картинки политиков на фоне пожаров, а реальные предложения, как жить дальше.
ВЗГЛЯД: Будет ли какая-то пропорция между новым состоянием умов, о котором вы говорили, и цифрами в личных рейтингах?
Г. О.: Несомненно, но здесь должно пройти несколько этапов. Люди не столько меняют сейчас отношение к руководству, сколько ждут нового слова от президента, кто-то – от премьера. Они будут делать выводы о том, совпадают ли их собственные переживания, личный опыт и то, что они слышат от лидеров или какими они видят Медведева и Путина. Но это повышает ставки, какими они войдут в новый политический сезон, что предложат.
ВЗГЛЯД: Тему пожаров будет обыгрывать оппозиция перед октябрьскими выборами?
Г.О.: Несомненно. Собственно говоря, это и есть задача оппозиции. И это может в определенных регионах повлиять на итоги выборов, потому что мы видим, что в разных регионах власти справляются с пожарами по-разному.
ВЗГЛЯД: Значит, большинство россиян находятся как бы в ожидании того, что скажут им лидеры страны осенью?..
Г. О.: Это особенность русского лета. Почему-то существует такой феномен, что люди, вернувшись в Москву, готовятся увидеть другую политическую картину. Хотя, казалось бы, кто ее готовил и откуда она берется? Я думаю, в начале осени мы увидим новую политическую картину. Просто внутри них что-то происходит, меняется: кто-то отдыхает, кто-то рыдает над сгоревшим имуществом.
ВЗГЛЯД: И вы не чувствуете колебаний рейтингов по сравнению с зимой, с весной?
Г. О.: Нет, в рейтингах как раз нет. Тенденции есть: есть сезонные колебания, которые всегда существуют. Просто мы увидим, какие они, только осенью
ВЗГЛЯД: Эмоции превратятся в позицию не раньше осени?
Г. О.: Да, не раньше осени. А до тех пор все колебания рейтинга можно считать мнимыми. Тогда только мы увидим первые признаки новой картины.