Исторические памятники все чаще попадают в частную собственность, проблема «становится лавинообразной», о чем пожаловались археологи Владимиру Путину в понедельник во время его визита в Великий Новгород. Тогда премьер обещал подумать, как обеспечить доступ к памятникам вне зависимости от решения проблем собственности.
Вывешенные без подписи от имени Общественной палаты заявления носят абсолютно хамский характер
«Темы, которые поднимались, безусловно, остро требуют законодательного регулирования», – отреагировал во вторник спикер Госдумы Борис Грызлов. При этом он заметил, что россияне должны иметь возможность доступа к памятникам культурного наследия вне зависимости от того, находятся ли они на землях, принадлежащих государству или частным лицам.
Спикер добавил, что законопроект в этой плоскости будет разработан «по итогам обсуждения данной проблемы научным сообществом».
Поводом для очередного поднятия этой темы в обществе послужил снос усадьбы купцов Алексеевых на улице Бахрушина в Москве в минувшее воскресенье. Префект Центрального административного округа столицы Алексей Александров заявил, что было решение специальной комиссии, которая разрешила снос здания. «Этот дом не является памятником», – подчеркнул он.
По его мнению, скандал вокруг усадьбы неуместен еще и потому, что вопрос об использовании этой территории был поставлен еще в 2006 году, а документы были в открытом доступе с 2008 года. «Документы прошли архитектурный совет, были размещены в Интернете, граждане из этого района были проинформированы об использовании этой территории. Они поддержали это решение», – сообщил префект ЦАО. Ранее ВЗГЛЯД уже писал о том, что на месте снесенного исторического памятника будет возведен многоуровневый гостиничный комплекс.
«Гостиница должна быть там, где рядом Третьяковка, музей. Это правильное решение – гостиница в туристическом месте», – прокомментировал данное решение председатель Москомнаследия Валерий Шевчук.
Уничтожение исторического памятника, которое проходило якобы на законных основаниях, вызвало волну критики со стороны не только защитников памятников истории, но и Общественной палаты, возложившей на власти Москвы ответственность за разрушение исторического облика столицы. На сайте ОП в понедельник было опубликовано заявление, в котором сквозит ничем не прикрытое возмущение действиями команды столичного правительства. «Мы наблюдаем широко разрекламированный московскими властями Генплан-2025 в действии, и его «зоны реорганизации» становятся зонами историко-культурного бедствия, в которых погибают остатки старинной Москвы, уцелевшей даже при наполеоновском пожаре и в мясорубке московской реконструкции Сталина – Кагановича. «Реконструкторы» нынешней эпохи превзошли и их, и Наполеона», – говорится в заявлении.
Члены ОП подчеркнули, что снесенные строения усадьбы Алексеевых находились на территории объединенной охранной зоны памятников архитектуры № 93, и потребовали восстановления усадьбы и введения уголовной ответственности для чиновников. «Что касается усадьбы Алексеевых на улице Бахрушина, она должна быть восстановлена в полном соответствии с требованиями федерального и московского городского законодательства о регенерации в охранных зонах – с сохранением исторического облика, габаритов и планировочно-композиционного решения», – говорится в заявлении.
Ответная реакция из мэрии не заставила себя ждать. «Вывешенные без подписи от имени Общественной палаты заявления носят абсолютно хамский характер», – заявил во вторник на встрече с журналистами председатель Москомнаследия Валерий Шевчук.
По его словам, данное заявление служит корыстным интересам лишь некоторых представителей ОП, пытающихся за счет этого решать личные проблемы. «Любые заявления от организации должны быть подписаны руководителем или указывать, от кого они исходят», – заявил председатель Москомнаследия.
Напомним, что это уже не первый инцидент со сносом исторического объекта. В начале июня разразился громкий скандал со сносом зданий в районе церкви Вознесения в Кадашах. Тогда власти Москвы обвинялись в незаконности сноса, и им пришлось пойти на уступки. Было решено, что пространственно-планировочные решения оставят без изменений, «пересмотрены будут только архитектурные решения фасадов зданий».
На круглом столе 10 июня Шевчук рассказал, что старый проект, который вызвал много споров, претерпел значительные изменения. «Объемы застройки для инвестора были сокращены в три раза, до 15 тыс. квадратных метров», – уточнил глава Москомнаследия.