Временное правительство Киргизии готово во что бы то ни стало провести референдум по новой конституции государства, который должен состояться через девять дней.
Конечно, ущемляется избирательное право граждан, но нам необходима стабильность
Такое решение озвучила прибывшая в пятницу в Ош глава временного кабмина Роза Отунбаева. «Проведение референдума, хотите вы или нет, необходимо, иначе мы из этого хаоса не выберемся. По эффекту воронки нас тянут вниз, и мы должны выползать из этого. Возможно, будут такие регионы, где мы не сможем проводить референдум, но откроются многие места, где мы будем проводить его», – подчеркнула она.
Дискуссия о том, стоит ли официальному Бишкеку перенести сроки проведения плебисцита из-за межэтнических беспорядков на юге страны и гибели почти двух сотен людей, длилась все последние дни.
Официальные лица считают, что скорейшее голосование за новую конституцию, вводящую в республике парламентскую форму правления, позволит наконец легитимизировать пришедших к власти в результате очередной революции политиков.
Тем более что, согласно версии членов временного правительства, конфликт в Оше был специально спровоцирован пробакиевскими силами, чтобы сорвать плебисцит.
«В Киргизии, как бы тяжело нам ни было, надо провести референдум, чтобы стабилизировать обстановку в стране, другого выхода у нас нет. Конечно, ущемляется избирательное право граждан, но нам необходима стабильность», – поддержал на днях власти страны омбудсмен республики Турсунбек Акун.
Сторонники переноса референдума, напротив, полагают, что власти лишь усугубят ситуацию. «Сейчас не время проводить референдум. Сейчас кощунственно заниматься политиканством и предвыборной кампанией на фоне пожаров, разрушений и плача», – приводит ИА «24.kg» мнение политолога Аскара Мамбеталиева.
Аналогичную точку зрения поддерживает экс-министр чрезвычайных ситуаций, зампредседателя партии «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев. «На юге Кыргызстана люди думают о своей безопасности и мире, а не о референдуме. О референдуме думают только «политики, которые силой хотели бы провести голосование и подделать его результаты», – заявил он.
Наблюдатели считают, что говорить о проведении честного и добровольного волеизъявления граждан 27 июня сейчас не приходится, а власти озабочены лишь своими политическими амбициями. «Члены временного правительства полагают, что референдум легитимизирует их действия. На самом деле они либо не понимают ситуацию, либо сознательно фальсифицируют ее, поскольку единственное законное руководство страны появится только после избрания парламента и правительства. Наверное, можно понять членов ВП в их стремлении ускорить проведение конституционной реформы, которая задаст старт для парламентской кампании, однако сегодня ситуация такова, что наше государство стоит на грани гуманитарной, политической, экономической и культурной катастрофы», – в свою очередь считает политолог Нур Омаров.
Со своим коллегой соглашается директор киргизского Центра исследования проблем Карыбек Байбосунов. «Плебисцит, намеченный на 27 июня, может быть сорван на юге. Тогда непростая политическая ситуация в стране еще более усугубится, конфликт перерастет еще и в политическую битву между различными властными группировками», – уверен он.
Тем более что голосование придется на траур, во время которого по мусульманским обычаям нельзя проводить какие-либо массовые мероприятия.
В самом Оше, на 70% сожженном во время беспорядков, ситуация пока остается стабильной. В пятницу, по данным местного УВД, киргизы и узбеки наконец начали обмен захваченных во время беспорядков заложников. «Речь может идти о двух–трех десятках человек. Узбекская диаспора милиции не доверяет, поэтому обмен заложников осуществляется напрямую местным населением», – приводит РИА «Новости» слова главы областного управления Омурбека Суваналиева.
В связи со стабилизацией обстановки Отунбаева подтвердила, что ее страна отозвала свою просьбу к России о введении в регион миротворцев. «Во вводе каких-либо войск в республику сейчас необходимости нет, ситуация успокоилась, и мы справляемся. Работают неправительственные организации, которые идут туда, открывают эти дороги, завалы, говорят с людьми с помощью народной дипломатии, уровень противостояния снижается», – уверена глава временного правительства.