Литва отныне будет считать фашистскую свастику своим «историческим наследием». Такое решение следует из постановления Клайпедского суда, на днях оправдавшего четырех местных молодых нацистов.
Это не нацистские атрибуты, а ценные символы культуры балтов
Публичная демонстрация свастики была запрещена законом прибалтийского государства еще несколько лет назад. При этом парламентарии заодно приравняли к фашистской символике и советские серп и молот, демонстрация которых, посчитал местный Сейм, может расцениваться как «пропаганда коммунистического режима».
«На публичных собраниях запрещено демонстрирование флагов и гербов, знаков и униформ нацистской Германии, СССР, Литовской ССР, а также флагов, знамен, гербов, знаков, униформ, составными частями которых являются флаги, гербы нацистской Германии, СССР и Литовской ССР», – гласил документ.
По обвинению в такой «пропаганде» и были в феврале этого года задержаны несколько молодых людей, прошедшие в День восстановления государственности Литвы по улицам Клайпеда с плакатами с фашистской символикой.
Однако сами задержанные не увидели в своих действиях нарушения закона, начав убеждать суд, что продемонстрированная ими свастика является не символом фашистской Германии, а древним символом солнца. «Это не нацистские атрибуты, а ценные символы культуры балтов – древние знаки наших предков, которые позднее у наших предков присвоили и вероломно использовали другие народы. Они символизируют не фашизм, а устройство вселенной!» – доказывал на заседаниях свидетель защиты Мильвидас Юшкаускас, сообщает «Литовский курьер».
В качестве доказательств суду были продемонстрированы справки министерства культуры о найденных в Кярнаве древних кольцах, брошах, браслетах с соответствующей символикой, а также о возведенных в Литве и Латвии в межвоенные годы национальных памятниках.
Все эти данные показались суду настолько значимыми, что он принял решение закрыть дело, сославшись на то, что свастика обнаружена на археологических находках и не может являться запрещенной.
Решение суда, впрочем, полностью удовлетворяет логике проводимой местными властями политики, уголовно запрещающей отрицание фактов своей истории. Правда, пока табу на отрицание касалось лишь «агрессии СССР и Германии» в отношении прибалтийского государства.
Осенью прошлого года латвийские депутаты даже приняли соответствующую поправку в Уголовный кодекс страны. Законопроект предусматривал наказание за факты одобрения «убийств, совершенных Советским Союзом или нацистами», а также за «отрицание агрессии или умаление ее значения» со стороны СССР и фашистской Германии против прибалтийского государства вплоть до штрафа или двух лет тюрьмы.