Канада предъявила свои права на Северный полюс еще в конце 1950-х годов, однако тогда Международный суд ООН отказал Оттаве, постановив, что эта территория может отойти к Канаде, только если в течение 100 лет ни одна страна не докажет, что дно Северного Ледовитого океана принадлежит ей.
Нам бы не хотелось допустить ситуацию, при которой крупное месторождение окажется на границе интересов России и Канады
В середине сентября глава МИД Канады Лоуренс Кэннон в ходе своего визита в Москву в очередной раз попытался отвергнуть претензии России на хребет Ломоносова, расположенный на дне Северного Ледовитого океана. Кэннон подтвердил намерения своей страны до 2013 года подать заявку на расширение канадских территорий континентального шельфа в комиссию ООН по морскому праву.
Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года (UNCLOS) предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами вод государства). Таким образом, если хребет является продолжением континентального шельфа, то государство получит право пропорционально этому расширить зону своих экономических интересов за пределы обычного 322-километрового лимита.
В настоящее время так называемая арктическая пятерка (Канада, Дания, Норвегия, Россия и США) организуют арктические экспедиции, чтобы доказать право на большую часть, нежели та, которой они сегодня могут распоряжаться.
Напомним, что хребет Ломоносова, протяженность которого достигает почти 2000 км, давно является предметом ожесточенного спора политиков и ученых. На этот участок морского дна, открытый еще в 1948 году советскими исследователями, претендуют все пять упомянутых стран.
Первой – в 2001 году – заявку подала Россия. В ней говорилось о расширении границ своего континентального шельфа свыше стандартного лимита. Профильная комиссия ООН отвергла документ, сославшись на недостаток доказательств. Новую заявку Москва обещала подать уже в 2011 году, то есть на два года раньше Оттавы.
О том, на какой стадии подготовки находится канадский документ и как канадцы будут отстаивать свои права в случае прямого конфликта вокруг Арктики, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал глава канадского министерства природных ресурсов, иностранных дел и международной торговли (The Departments of Natural Resources, Foreign Affairs and International Trade) Лоуренс Кэннон.
ВЗГЛЯД: Мистер Кэннон, считаете ли вы правдоподобными недавние оценки американского научного журнала Science о том, что в Арктике залегает 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% природного газа?
Лоуренс Кэннон (Фото: Reuters) |
Лоуренс Кэннон: Говорить о ресурсном потенциале региона сложно, так многие области региона не изучены, особенно те, которые находятся дальше 200 морских миль от Арктического побережья. Однако мы также полагаем, что большая часть этих ресурсов вполне доступна для бурения и добычи.
ВЗГЛЯД: Ранее вы заявляли, что претензии России на территории в Арктике совершенно необоснованны. Разъясните более подробно вашу позицию относительно хребта Ломоносова и Менделеева?
Л. К.: На наш взгляд, очень важно доказать Комиссии ООН по установлению границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, что хребет Ломоносова и Менделеева является естественным продолжением материковой Канады. Надеемся, наши заявления будут подтверждены научно. Тем не менее окончательное включение этих положений в нашу заявку не предрешает и не препятствует аналогичным действиям российских властей. Канада также не намерена спекулировать на тему того, что из территорий может или не может перейти к России.
ВЗГЛЯД: На каком этапе находится подготовка вашей заявки в Комиссию ООН на расширение континентального шельфа? Известно, что она будет охватывать не только хребет Ломоносова, но и территории Северо-Западного прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны?
Л. К.: Документ находится на стадии сбора необходимой информации. Мы сейчас собираем сейсмические и барометрические данные и обрабатываем всю необходимую информацию. Надо заметить, Канада начала научную работу как в Атлантическом, так и Северном Ледовитом океане с тем, чтобы по максимуму утвердить свои права на континентальный шельф в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.
В Северном Ледовитом океане канадская программа предполагает кооперацию с соседями по Арктике, в частности Данией, Россией и США. Совсем недавно наша страна завершила третью совместную с США научную экспедицию на западе Арктики. Кроме того, как раз для обсуждения вопросов, связанных с континентальным шельфом, ученые этих стран встретились в Санкт-Петербурге в прошлом месяце.
ВЗГЛЯД: Россия и Норвегия недавно проявили политическую гибкость, подписав договор о границах в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (а это 40 лет было спорным вопросом). В соответствии с ним каждое месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только совместно и как единое целое. Вы готовы обсуждать подобную схему как образец для соглашений с Москвой?
Л. К.: Вопрос не стоит ребром, поскольку сейчас у Канады и России нет общей морской границы. Нам бы не хотелось допустить ситуацию, при которой крупное месторождение окажется на границе интересов России и Канады в Северном Ледовитом океане. В декабре 2013 года Канада планирует обратиться в Комиссию ООН по установлению границ континентального шельфа. Чтобы успеть к этому сроку, мы задействовали несколько близких по профилю ведомств, в том числе и те, что курируют океанологию и рыболовство... В общем, мы предпочтем дождаться решения Комиссии ООН.
ВЗГЛЯД: Россия до 2020 года планирует направить на работы в Арктике около 195 млн долларов. Каков размах исследований в аналогичных планах Канады?
Л. К.: Для защиты нашего суверенитета и укрепления интересов на севере власти Канады своим основным приоритетом уже назвали Арктику. Правительство приняло решение выделить 109 млн долларов на финансирование исследовательских работ по подготовке заявки в ООН на расширение континентального шельфа.
ВЗГЛЯД: Все пять стран заявляют, что ни с кем воевать не собираются, однако продолжают наращивать в этом регионе свой военный потенциал. В сентябре Норвегия стала первой страной, которая перенесла ставку армейского командования за Полярный круг... Каков масштаб военного присутствия Канады в Арктике сейчас?
#{smallinfographicleft=251573}Л. К.: Постоянного военного присутствия в Арктике у Канады нет. Военные находятся там только во время плановых учений, таких как «Нанук», или в случае какой-то необходимости. В соответствии с канадской оборонной стратегией (CFDS) вооруженные силы должны демонстрировать свое видимое присутствие в регионе, быть способными осуществлять контроль и защищать территорию в Арктике.
ВЗГЛЯД: Ваше минобороны уже объявило о планах по развертыванию в Арктике уже на постоянной основе новых подразделений, а также по строительству глубоководного порта для военных и гражданских судов у восточного входа в стратегически важный Северо-Западный проход. Кроме того, заявлено о намерении построить до восьми кораблей ледового класса для патрулирования Арктики. Ради «укрепления суверенитета Канады в полярных районах» ваше минобороны потребовало к 2025 году существенно увеличить военный бюджет. Вы не опасаетесь, что в Москве могут расценивать эти планы как агрессивные?
Л. К.: Инвестиции в военные мощности не означают военную угрозу. В результате климатических изменений все страны Арктики применяют схожие меры по обеспечению комфорта и безопасности. В частности, это связано с расширением доступа в регион в связи с таянием льдов. Большая доступность территорий может привести к усилению незаконных видов деятельности. В будущем увеличение пароходства и туризма может спровоцировать рост количества поисковых и спасательных операций. Войска должны быть готовы отражать любые угрозы быстро и эффективно, в кооперации с другими правительственными структурами.
Основные тезисы политики Канады в Арктике были сформулированы в августе в специальном документе нашего правительства. Они касаются, в первую очередь, суверенитета, экономического и социального развития Арктического региона, его управления и защиты окружающей среды. Эти четыре столпа, на которых основывается «Северная стратегия» Канады. В документе также четко говорится, что продвижение территориальных интересов является нашим основным приоритетом.
Чтобы этого добиться, нам необходимо продолжить вовлекать своих соседей в решение конфликтов, связанных с разграничением границ, а также заниматься продвижением этой работы на международном уровне, чтобы в полной мере обеспечить признание наших претензий на расширение континентального шельфа.
ВЗГЛЯД: То есть вы не намерены наращивать военное присутствие?
Л. К.: Мы фокусируемся на том, чтобы обеспечить наше лидерство именно в решении появляющихся споров, ведь разработка плана границ континентального шельфа – один из тех процессов, которым занимается сейчас каждая страна, претендующая на влияние в Арктике.
Мы также работаем с другими прибрежными государствами над обеспечением безопасности на севере. Как нам кажется, на данный момент все прибрежные государства действуют в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и подтвердили это обязательство, подписав декларацию 2008 года, которая предоставляет собой достаточно прочный фундамент для ответственного управления территориями Северного Ледовитого океана.
ВЗГЛЯД: В случае прямой угрозы канадским интересам готовы ли вы решать вопросы с применением военной силы?
Л. К.: Если будут затронуты интересы Канады, мы, как и любая другая страна, дадим адекватный ответ.