В четверг Европарламент проголосовал за поправку к докладу о соблюдении прав человека в мире. В ней Совету ЕС предлагается изучить вопрос о возможных санкциях против российских чиновников, предположительно, причастных к смерти юриста Сергея Магнитского. Об этом «Интерфаксу» сообщили в пресс-службе Европарламента в Страсбурге.
Наша задача – отреагировать на то, что еще до конца расследования этого дела коллеги из Европарламента принимают абсолютно политизированное решение
Изначально в проекте доклада предлагалось запретить въезд на территорию Евросоюза 60 чиновникам и заморозить их банковские счета в странах ЕС. В докладе содержится требование к российским властям ускорить расследование обстоятельств смерти Магнитского. Юридически обязывающей силы документ, правда, не имеет и носит рекомендательный характер.
Автором поправки к резолюции выступили глава подкомитета по правам человека, член фракции «Зеленых» в Европарламенте финка Хейди Хаутала и нидерландка Маритье Шааке. В интервью газете Deutsche Welle* Хаутала говорила, что дело Магнитского «проливает свет на то, как работают Министерство внутренних дел и судебная система в России». «Мы обращаем внимание на такие знаковые дела в надежде, что это приведет к системным улучшениям», – заявила она.
По ее словам, список составили те, «кто следит за ходом расследования, те, кто недоволен им». «Имена выбраны по доступным нам документам, которые позволяют отследить всю цепочку принятия решений, которые привели к гибели Сергея Магнитского», – пояснила депутат Европарламента.
Тем не менее в ходе голосования в четверг было предложено смягчить формулировку Хауталы в связи с «позитивным развитием в России». Например, в черновом варианте пункт под номером 115 звучал так: «Европарламент настоятельно призывает судебные органы РФ довести до конца расследование смерти Сергея Магнитского; призывает к введению запрета на въезд в страны Евросоюза 60 российских чиновников, причастных к этому делу, и требует от правоохранительных органов стран ЕС принятия мер по аресту банковских счетов или иных активов этих чиновников, находящихся в странах Евросоюза». В новом варианте, как сообщала газета «Коммерсантъ», не указано точное число чиновников, а слова «призывает к введению запрета на въезд» заменены на «призывает рассмотреть возможность наложения запрета на въезд». При этом слова «требует от правоохранительных органов принятия мер» заменены на «советует правоохранительным органам принять меры».
Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий уверен, что европарламентарии своим решением не упустили шанса «шельмовать» Россию. «Хорошо, что большинство депутатов Европарламента поняли всю абсурдность первоначального текста поправки и прислушались к доводам российских парламентариев, но плохо то, что ЕС и его структуры не упускают возможности шельмовать нашу страну по любому поводу», – сказал Слуцкий.
Список из 60 высокопоставленных российских чиновников, которым вскоре могут закрыть въезд в Евросоюз, возглавляет глава Следственного комитета при МВД, замминистра Алексей Аничин, вслед за ним называются фамилии начальников тюрем: «Бутырки» и «Матросской тишины», – судей, заместителя генпрокурора Виктора Гриня, других высокопоставленных сотрудников Генпрокуратуры, Следственного комитета России, МВД, ФСБ и ФНС.
Первоначально «список Магнитского» был составлен в Вашингтоне. Законопроект с требованием запретить этим лицам въезд на территорию США был внесен в палату представителей лидером Хельсинкской комиссии конгресса США Бенджамином Кардином и членом палаты представителей Джеймсом Макговерном. На прошлой неделе подкомитет по правам человека парламента Канады принял аналогичную резолюцию, призывающую ввести финансовые и визовые санкции в отношении российских должностных лиц.
Отметим, что в конце ноября комитет Европарламента принял резолюцию к годовщине смерти Магнитского с рекомендацией запретить въезд чиновникам из «списка Магнитского». В России позицию европарламентариев назвали недопустимой. Глава международного комитета Госдумы Константин Косачев назвал появление списка продуктом деятельности компании, «которая сейчас находится под следствием и в которой работал Магнитский».
«Наша задача – отреагировать на то, что еще до конца расследования этого дела коллеги из Европарламента принимают абсолютно политизированное решение, которое нельзя расценить иначе как вмешательство во внутренние дела России», – заявил Косачев.
Тогда в комитете также прозвучало предложение обсудить возможные «симметричные» меры. Заместитель Косачева Андрей Климов заявил, что в России есть черный список чиновников, которые тоже мешают российскому правосудию и не выдают граждан России, обвиняемых в тяжких преступлениях. «Нашим коллегам необходимо объяснить как правовую сторону этого дела, так и правовые последствия», – подчеркнул он.
Эту позицию поддержали на Смоленской площади. Замглавы МИДа Сергей Грушко заявил, что европарламентарии «исходят из непонятного нам принципа презумпции виновности». «Подобные призывы сложно расценить иначе как подстрекательство к прямому вмешательству во внутренние дела суверенного государства и открытое давление на судебные органы РФ, – подчеркнул он. – Авторы резолюции, внимательно следящие за событиями в России, не могут не знать, что расследование по делу Магнитского продолжается и находится в центре общественного внимания».
Косачев заверил коллег, что депутаты вернутся к этому вопросу после того, как проект заявления рассмотрят в Европарламенте.
Смерть 37-летнего Сергея Магнитского, которого обвиняли по ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов»), вызвала широкий общественный резонанс. СКП РФ возбудил по факту смерти уголовное дело по ст. 124 («Неоказание помощи больному») и ст. 293 («Халатность») УК РФ. По данным двух судебных экспертиз, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Эксперты подтвердили наличие заболеваний, диагностированных у Магнитского ранее, однако констатировали, что они не находились в острой стадии.
Уголовное преследование в России в отношении представителей Hermitage началось в июне 2007 года. Тогда сотрудники ГУВД Москвы провели обыски в московских офисах компании Hermitage Capital и юридической фирмы Firestone Duncan. Магнитский утверждал, что его уголовное дело стало местью за показания о возможной причастности сотрудников правоохранительных органов к хищению бюджетных средств.
Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры Евгения Войко считает, что правозащитная составляющая между российским и европейским руководством никуда не ушла. «У европейцев особая чувствительность к соблюдению или несоблюдению прав и свобод человека в России. Европейцы заинтересованы поддерживать имидж чиновников, которые воспитаны на концепции уважения прав и свобод человека. Это предмет общефилософского характера. Это соотносится с европейской политикой как по отношению к России, так и к другим странам», – сказала Войко газете ВЗГЛЯД, добавив, что, таким образом, это еще элемент давления на Россию.
Что касается реакции Москвы, то эксперт не исключает реализации зеркальных мер по ограничению въезда в Россию европейских чиновников.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента