В столице Казахстана продолжается встреча в верхах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая завершится в четверг. Примечательно, что последнее мероприятие такого рода прошло в Стамбуле в 1999 году, что дало повод говорить наблюдателям об ослаблении институтов ОБСЕ. Наблюдатели отмечают, что участникам суперсаммита вряд ли удастся не только достичь компромисса, подобного Хельсинкскому заключительному акту 1975 года, но и просто согласовать хоть какую-то общую итоговую резолюцию.
Впрочем, Казахстан решился исправить ситуацию и добиться от участников саммита, куда съехались лидеры и государственные деятели более 50 стран, подписания декларации и плана действий. О том, что ОБСЕ превратилась в маловостребованную структуру, заявил президент России Дмитрий Медведев, который в середине дня в среду покинул Астану.
Россия не поддержит формулировки итоговых документов саммита с упоминанием о «конфликтах в Грузии
После выступления Медведев успел провести несколько двусторонних встреч. На переговорах с хозяином саммита, президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым российский лидер назвал мероприятие «важным событием на евразийском пространстве», отметив, что «вопросы безопасности на нашем континенте решаются не самым лучшим образом», приведя в пример «серьезные конфликты», происходившие в зоне ответственности ОБСЕ в последние десять лет.
Зато, как сообщает ИТАР-ТАСС, российско-казахские отношения Медведев назвал «очень хорошими» и напомнил о скорой двусторонней встрече с Назарбаевым 9 декабря в Москве, где будут обсуждаться вопросы Таможенного союза и Единого экономического пространства. В свою очередь Назарбаев предложил заодно обсудить, как можно отметить в следующем году юбилей СНГ.
Еще на полях саммита Медведев провел переговоры с президентом Турции Абдуллой Гюлем, премьер-министром Греции Георге Папандреу и генсеком ЕврАзЭС Таиром Мансуровым.
После вылета Медведева из Астаны Россию на саммите остался представлять министр иностранных дел Сергей Лавров. Он тоже был критичен в оценках деятельности ОБСЕ, заявив, что ей и ее организационной структуре нужна «встряска». По его словам, первой «серьезной встряской» для ОБСЕ стала инициатива Медведева разработать договор о европейской безопасности.
Министр напомнил, что Москва вместе с партнерами по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) выдвинула предложения по проекту устава ОБСЕ, так как организация не имеет ни юридически признанной основы как таковой, ни других учредительных документов. Сюда же, по словам министра, должен войти и набор правил действия механизмов Бюро по демократическим институтам и правам человека, полевых миссий ОБСЕ в различных странах, включая «бюджетные процедуры, которые в настоящий момент являются крайне нетранспарентными и закрытыми».
Лавров также предупредил, что не поддержит формулировки итоговых документов саммита с упоминанием о «конфликтах в Грузии», «как это предлагают сделать некоторые наши западные коллеги». Ранее глава грузинского МИДа Григол Вашадзе пригрозил в Астане, что если в итоговом документе не будут отражаться интересы Тбилиси, то делегация из Тбилиси не поддержит декларацию.
Отметим, что президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая на саммите, повторил высказанный им недавно тезис о том, что Грузия применит силу против России лишь в крайнем случае – если произойдет вторжение на неоккупированную территорию страны. «Я только что направил заявления на этот счет генеральным секретарям ООН, ОБСЕ, НАТО, а также руководству Евросоюза и США», – приводит «Интерфакс» слова Саакашвили.
Одним из участников западной группы поддержки Тбилиси, о которых говорил Лавров, остается Великобритания. Британский вице-премьер Ник Клегг призвал Кремль вывести свои военные контингенты из Южной Осетии и Абхазии, где российские военные, как известно, находятся на основе двусторонних соглашений.
С другими призывами к Москве обратилась Молдавия. Вице-премьер республики Виктор Осипов заявил о необходимости полного, скорого вывоза российского военного имущества и вывода Вооруженных сил из Приднестровья. Так он увязал вопрос поддержки Кишиневом адаптированной версии Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), из которого Россия вышла год назад.
Также Осипов призвал другие страны ОБСЕ убедить лидеров Приднестровья вернуться за стол переговоров, возобновить их в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, посредники от России, Украины и ОБСЕ и наблюдатели от США и Евросоюза), чтобы начать «новый этап» – стратегии диалога и укрепления доверия.
Астана также превратилась во временную площадку для диалога Азербайджана и Армении по нагорно-карабахскому вопросу. Сторонам при помощи посредников удалось согласовать общее резюме. В заявлении глав делегаций России, США, Франции и президентов Азербайджана и Армении говорится о начале более решительных действий по урегулированию. Впрочем, азербайджанский лидер Ильхам Алиев в своем выступлении одновременно обвинил Ереван в сознательной эскалации конфликта вместо ведения переговоров «в обстановке доброй воли».
В свою очередь министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт назвал конфликты в Грузии, Молдавии и Нагорном Карабахе ахиллесовой пятой ОБСЕ. Если их удастся урегулировать, то «уровень доверия между государствами можно значительно укрепить», подытожил дипломат.