Думцы на заседании комитета по международным делам в четверг оценили позицию европарламентариев как недопустимую. Чуть позже с аналогичным заявлением выступил и МИД России.
Список из 60 российских граждан сформирован в США. Это продукт деятельности той компании, которая сейчас находится под следствием
Депутаты комитета по международным делам в четверг обсудили, как им реагировать на призыв международного комитета Европарламента ввести санкции в отношении ряда российских чиновников.
Список из 60 высокопоставленных российских чиновников, которым вскоре могут закрыть въезд в Евросоюз, возглавляет глава Следственного комитета при МВД, замминистра Алексей Аничин, вслед за ними называются фамилии начальников тюрем – «Бутырки» и «Матросской тишины», судей, заместителя генпрокурора Виктора Гриня, других высокопоставленных сотрудников Генпрокуратуры, Следственного комитета России, МВД, ФСБ и ФНС.
Резолюция комитета Европарламента появилась во вторник и была приурочена к годовщине смерти юриста фонда «Эрмитаж кэпитал» в одном из московских СИЗО, обвиненного в уклонении от уплаты налогов. Если документ одобрят на пленарном заседании Европарламента, намеченном на середину декабря, 60 российских чиновников не только не получат визы в страны ЕС, но и лишатся своих, возможно, существующих европейских счетов и активов, которые будут заморожены.
Аналогичный список из 60 фамилий ранее составили и американские законодатели, предложившие конгрессу США запретить российским чиновникам и следователям въезжать уже на территорию Америки.
Глава международного комитета Госдумы Константин Косачев предположил, что у обоих списков один-единственный автор – американский сенатор Бенджамин Кардин, и предложил депутатам подписаться под жестким ответом на решение комитета Европарламента.
Константин Косачев (Фото: ИТАР-ТАСС) |
«Этот список из 60 российских граждан сформирован в США. Кто в него вошел – неизвестно, но это продукт деятельности той компании, которая сейчас находится под следствием и в которой работал Магнитский. В отношении него термин «юрист» навязывается искусственно. На самом деле он был аудитором, который разрабатывал схемы ухода от налогов», – заявил Косачев.
На заседании прозвучало и предложение обсудить возможные «симметричные» меры, но поддержки оно не нашло. Первый заместитель Косачева Андрей Климов («Единая Россия») заявил, что цель декларации – показать коллегам из Европарламента, что в России тоже есть черный список чиновников, которые тоже мешают российскому правосудию и не выдают граждан России, обвиняемых в тяжких преступлениях. Однако Климов призвал пока прямо не угрожать ответными мерами, а проявить дипломатический такт.
«Нашим коллегам необходимо объяснить как правовую сторону этого дела, так и правовые последствия», – подчеркнул он. О том, какими могут оказаться «зеркальные» санкции, Климов пока говорить не стал. Он все еще надеется, что Европарламент не поддержит инициативу одного из своих комитетов.
«Тонкость дипломатии в большом количестве инструментов, – сказал Климов. – Сейчас многие проблемы мы решаем путем доверительных переговоров, в случае принятия заявления Европарламентом ни о каких уступках не может быть и речи».
Косачев призвал коллег не рассматривать ни обстоятельства ареста Магнитского, ни причины его смерти. «Мы обращаем внимание своих коллег в этом комитете на недопустимость давления на следственные и судебные органы России, которые ведут в настоящее время расследование по факту смерти, – обратился Косачев к депутатам. – Наша задача – отреагировать на то, что еще до конца расследования этого дела коллеги из Европарламента принимают абсолютно политизированное решение, которое нельзя расценить иначе как вмешательство во внутренние дела России».
«С одной стороны, европарламентарии, по-видимому, руководствуются защитой прав человека, а с другой – исходят из непонятного нам принципа презумпции виновности», – поддержал депутата участвовавший в заседании замглавы МИДа Сергей Грушко. Косачев заверил коллег, что депутаты еще вернутся к этому вопросу после саммита Россия – Евросоюз, намеченного на 7 декабря, и после того как проект заявления рассмотрят в Европарламенте. Сейчас, по мнению депутата, нужно сделать все, чтобы позиция Госдумы хотя бы прозвучала в Брюсселе, иначе российских чиновников лишат права на въезд в ЕС автоматически.Спустя несколько часов после выступления думцев аналогичное заявление выпустил и МИД. Как следует из текста, размещенного на сайте российского внешнеполитического ведомства, на Смоленской площади с удивлением восприняли рекомендации евродепутатов.
«Подобные призывы сложно расценить иначе как подстрекательство к прямому вмешательству во внутренние дела суверенного государства и открытое давление на судебные органы РФ, – подчеркнули в МИДе. – Авторы резолюции, внимательно следящие за событиями в России, не могут не знать, что расследование по делу Магнитского продолжается и находится в центре общественного внимания».
«Что касается подобных рекомендаций до вынесения судебного решения, то пусть они останутся на совести тех, кто предпочитает самостоятельно «назначать виновных» и определять для них наказание, – указали в министерстве. – Виновных и степень их виновности в правовом государстве определяет только суд». «Авторы резолюции, очевидно, руководствуются «презумпцией виновности», – добавили в МИДе.