Япония не намерена оставлять без ответа визит российского лидера на принадлежащие России «исконные японские территории». «Мы рассматриваем вопрос о том, как подойти к выбору соответствующих мер», – заявил во вторник генеральный секретарь кабинета министров страны Есито Сэнгоку.В качестве возможной меры рассматривается в том числе отзыв посла Японии из Москвы.
Впрочем, японские наблюдатели сомневаются, что власти страны пойдут на такой радикальный шаг, да еще и в преддверии открытия саммита АТЭС, участие в котором примет Дмитрий Медведев.
Тем более что Москва считает «неадекватной» даже словесную риторику Токио по поводу курильской поездки российского лидера. «Реакция японской стороны на поездку президента Медведева на Курилы неприемлема. Это наша земля, и российский президент посещает российскую землю», – отреагировал на прозвучавшие накануне со стороны Японии заявления глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.
Медведев стал первым российским лидером, посетившим остров Кунашир, на который претендует Япония.
В ответ на это представители японский властей обвинили главу России в намерении «ранить чувства японцев». Сам Медведев, комментируя в своем микроблоге состоявшуюся поездку, напомнил, что контролировать развитие российских регионов, в том числе самых отдаленных, – прямая обязанность президента.
Впоследствии полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев не исключил, что глава государства посетит и остальные «спорные» Курильские острова: Итуруп и Шикотан. «Не исключаю, что эти поездки (на Южные Курилы) продолжатся. Это такой российский уголок с необычайно красивой природой, который требует постоянного президентского внимания. Уверен, государство уделяло и будет уделять большое внимание развитию Курильских островов. Раз президент прилетел к ним, значит, эти острова действительно нужны России», – приводит его слова РИА «Новости».
Точно так же растолковали демонстративный визит Медведева на Курилы российские политологи. «Смысл ситуации в том, что над темой Курильских островов повис термин «спорные территории». В России это порождает какую-то ложную скромность к вопросам развития Курил, а в Японии – завышенные ожидания и требования. В этом смысле визит Медведева – это четкий сигнал того, что мы намерены больше вкладывать в развитие региона и не будем оглядываться на позицию японцев», – заявил газете ВЗГЛЯД замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.
С ним согласен генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, считающий, что у Токио отсутствуют реальные рычаги воздействия на Москву. «В шагах Медведева, безусловно, есть имиджевая составляющая. Однако в поездке Медведева на территорию, которая присоединена к России, которая контролируется российскими войсками и населена нашими гражданами, мы усматриваем позицию сильного. А рассуждения японцев о том, имел ли он моральное право это делать, указывают на позицию слабого», – указал эксперт.
Госдума также поспешила напомнить, что Курилы – неотъемлемая часть России, поэтому стремление Японии к тому, чтобы поездка российского лидера на острова согласовывалась с Токио, выглядит по меньшей мере странно. «Вручение российскому послу в Японии ноты протеста нельзя расценить иначе как неадекватное восприятие Японией посещения главой России Курильских островов. Понятно, что прийти к общему знаменателю по этой проблеме, пока Япония упорствует в своих территориальных претензиях, нельзя», – заявил в этой связи первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий.
Япония со своей стороны не исключает, что вновь поднимет тему принадлежности Курил во время ближайшего визита Медведева. Во всяком случае, как отметил Сэнгоку, в рамках саммита премьер-министр Японии Наото Кан будет иметь двустороннюю беседу с российским лидером.
К слову, на сторону Токио в этом вопросе уже встал Вашингтон. «Мы достаточно осведомлены об этом споре (вокруг Курильских островов) и поддерживаем Японию относительно «северных территорий». Однако мы уже в течение ряда лет призываем Японию и Россию выработать соглашение по данному и другим вопросам», – прокомментировал ситуацию официальный представитель Госдепартамента Филип Кроули.