Генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа в четверг прояснил несколько ключевых моментов вокруг этого блока, который, по оценке президента России Дмитрия Медведева, после образования Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) сможет в будущем конкурировать по своему потенциалу с НАТО.
Руководство Узбекистана посмотрит, как будет действовать КСОР, и потом примет окончательное решение
В первую очередь Бордюжа отверг версию о том, что Абхазия и Южная Осетия могут в ближайшей перспективе присоединиться к КСОР. «В систему Коллективной безопасности ОДКБ входят семь ее участниц, пять из которых в настоящее время участвуют в создании КСОР, − напомнил он. – Ни Абхазия, ни Южная Осетия в состав ОДКБ пока не входят».
Что касается создания в Киргизии второй российской базы, которая будет задействована для нужд КСОР, Москва и Бишкек учтут мнение стран − участниц ОДКБ. «Мнение стран − участниц ОДКБ о создании российской военной базы на территории Киргизии будет однозначно учитываться, будут проведены соответствующие консультации, − сказал генсек. − Пока подписан только протокол о намерении».
По его словам, суть двустороннего меморандума, подписанного Россией и Киргизией, заключается в возможности создания на территории республики учебно-тренировочной базы или воинского подразделения до батальона и объединении всех российских воинских подразделений в российскую базу.
Напомним, на территории Киргизии находятся три российских военных объекта: авиабаза в Канте, узел связи ВМФ «Марево» в Чуйской области и испытательный центр военно-морской техники на озере Иссык-Куль.
Против новой же базы под эгидой КСОР в выступил Узбекистан. «Узбекская сторона не видит какой-либо необходимости и целесообразности в реализации планов по размещению на юге Киргизии дополнительного контингента российских Вооруженных сил», − заявлял Ташкент, где уверены, что ее появление приведет к дестабилизации обстановки в регионе.
При этом Узбекистан, наряду с Белоруссией, не подписал документы по КСОР. И если Минск подает сигналы о скором присоединении к КСОР, то Ташкент активно развивает сотрудничество с Соединенными Штатами.
Между тем Бордюжа выразил надежду, что Узбекистан еще может присоединиться к КСОР ОДКБ. Он признал, что у Ташкента есть определенные расхождения с позицией других шести стран − участниц ОДКБ по поводу применения и формирования совместных сил, которые неоднократно разъяснялись руководством этой страны.
«В этой связи пока Узбекистан не присоединился к документу о создании КСОР. Но, тем не менее, руководство Узбекистана заявило о том, что оно посмотрит, как будет действовать КСОР, как они будут формироваться и потом примут уже окончательное решение. То есть они не закрыли дверь и оставили ее приоткрытой, для того чтобы в дальнейшем, исходя из результатов практической деятельности, принять то или иное решение − положительное или отрицательное», − цитирует генсека ИТАР-ТАСС.
Решение о формировании КСОР было принято в ходе внеочередной сессии Совета коллективной безопасности 4 февраля этого года главами стран ОДКБ − Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
В числе основных целей создания КСОР − укрепление безопасности стран ОДКБ на фоне существующих и потенциальных угроз, включая терроризм, экстремизм и наркотрафик, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение эффективного участия ОДКБ в поддержании международного мира и безопасности.
Однако Соглашение о создании КСОР было подписано 14 июня этого года в Москве на саммите ОДКБ лишь пятью странами − участницами; Белоруссия и Узбекистан документ не подписали.