Министр обороны США Роберт Гейтс, который на этой неделе рассказал о новой стратегии Вашингтона по созданию противоракетной обороны в Европе, написал статью для газеты The New York Times, куда включил ряд уточнений.
Американские ракеты останутся, и не только в Центральной Европе, самом вероятном месте для размещение баз SM-3, но, мы надеемся, также в других странах НАТО
В частности, господин Гейтс утверждает, что критики президента США Барака Обамы заблуждаются в своих оценках этого поступка. По его словам, сейчас в Европе нет стратегической ракетной обороны. В декабре 2005 года, спустя несколько дней после его назначения на должность главы Пентагона, он рекомендовал президенту Джорджу Бушу-младшему разместить 10 ракет-перехватчиков в Польше и усовершенствованный радар в Чехии.
«Эта система предназначалась для обнаружения и уничтожения около пяти ракет дальнего радиуса действия с ядерными боеголовками, запущенных с Ближнего Востока, где самая большая опасность исходит от Ирана. В то время это был лучший план, основанный на технологиях и оценке возможных угроз», – пишет Роберт Гейтс.
Он напомнил, что при лучшем развитии сценария противоракеты в Польше и радар в Чехии появились бы к 2015 году. Однако задержки в ратификации соответствующих соглашений с Вашингтоном растягивали процесс на два года. В связи с этим в Восточной Европе, по словам Гейтса, должная защита от иранских ракет не появилась бы до 2017 года.
Поэтому президент Обама, пишет Гейтс, по его рекомендации и после обсуждения деталей с командой по национальной безопасности при единогласной поддержке всей военной верхушки решил «отказаться от этого плана в пользу более надежного метода».
«На первой фазе, завершенной к 2011 году, вы разместим усовершенствованные противоракеты морского базирования SM-3 – оружие большей производительности – в местах, где мы видим самые опасные угрозы для Европы», – пояснил Боб Гейтс.
На второй фазе, которая завершится к 2015 году, американцы разместят еще более совершенные версии SM-3 земного базирования в Южной и Центральной Европе. «Таким образом, каждая фаза этого плана включит десятки ракет SM-3 как альтернатива странному плану по размещению лишь 10 противоракет наземного базирования», – утверждает министр обороны США, добавляя, что эта система будет намного эффективнее и сможет одновременно уничтожать множество вражеских ракет. Именно такая атака может произойти в будущем, уверен автор статьи, если Иран продолжит создавать большое число ракет ближнего и среднего радиуса действия.
В то же время, пишет Гейтс, на планы защитить фактически всю Европу и усовершенствовать противоракетную оборону самих США уйдет столько времени, сколько примерно планировалось затратить на создание ПРО при администрации Буша-младшего.
Гейтс рассказал, что веру в новый план внушило устойчивое техническое превосходство программы противоракетной обороны. Он напомнил о восьми успешных испытаниях ракет SM-3 с 2007 года, «и мы продолжим развивать их, чтобы добиться возможности перехватывать ракеты класса МБР (межконтинентальные баллистические ракеты).
Гейтс также заявил, что угроза атаки ракетами малого и среднего радиуса действия реальна для Европы и размещенных там около 80 тыс. американских солдат. Прежний план не предусматривал их безопасность. Между тем, подчеркнул Гейтс, военные продолжат проводить исследования по созданию наземных двухступенчатых ракет-перехватчиков, которые планировалось разместить в Польше. Более того, радар, предназначавшийся для Чехии, станет еще более легко приспосабливаемым, чем перевозимый по воздуху. «Мы планируем использовать датчики, размещенные в космосе и на земле», – заверил шеф Пентагона.
«Эти системы обеспечат более четкие данные, предложат более ранее предупреждение и отслеживающие функции, и у них более надежная сетевая способность – ключевой фактор для любой системы, которая опирается на зарубежных союзников. Эта система также сможет лучше использовать радары, которые уже действуют по всему земному шару, такие как усовершенствованные установки времен холодной войны», – заявил Роберт Гейтс, добавив, что новейшие американские радары работают по технологии X-band, среди союзников по совместному использованию радаров может оказаться Россия (ранее Москва предлагала Вашингтону за отказ от ПРО в Восточной Европе пользоваться информацией с РЛС в Армавире и РЛС «Габала», арендуемой у Азербайджана).
Возвращаясь к теме отказа от первоначального плана по ПРО, Роберт Гейтс отмечает, что много критиков ругают администрацию Обамы, которая излишне доверилась новым разведданным о том, что Иран сосредоточен на создании ракет среднего и малого радиуса действия и не добился прогресса в постройке межконтинентальных ракет. «Проведя большую часть своей карьеры в ЦРУ, я хорошо знаком с подводными камнями от переоценки полученной разведкой информации, которая может быть устаревшей», – заверил он.
По его словам, новые подходы к обеспечению евробезопасности фактически предоставляют США больше гибкости, чтобы адаптироваться к новым угрозам. Гейтс рассказал, что одна из новых мер позволит гораздо раньше помешать Ирану управлять полевыми ракетками, чем прогнозировалось ранее. В старом плане на это отводилось десятилетие.
Большой отрезок статьи Роберт Гейтс уделил мнению о том, что Вашингтон пересмотрел стратегию по ПРО во многом за счет уступок Москве, которая считала появление радара в Чехии и противоракет в Польше угрозой национальной безопасности России.
«Позиция России и возможная реакция не сыграли никакой роли в моих рекомендациях президенту по этой проблеме. Конечно, мы обдумывали прошлую враждебность России в отношении американской противоракетной обороны в Европе… Но в любом случае, факты ясны: американские ракеты останутся, и не только в Центральной Европе, самом вероятном месте для размещение баз SM-3, но, мы надеемся, также в других странах НАТО», – заявил Роберт Гейтс.
По его словам, премьер-министр Польши Дональд Туск успел согласиться с преимуществами новой стратегии по ПРО США и назвать это «шансом для усиления безопасности Европы». Глава Пентагона еще раз подтвердил, что США не оставят без помощи своих европейских союзников по НАТО и в будущем альянс остается твердым.
«Мы укрепляем – не избавляемся – противоракетную оборону в Европе», – подытожил Роберт Гейтс.