Бишкек настаивает на том, чтобы размещаемая на территории республики российская военная база находилась не где-нибудь, а именно на границе с Узбекистаном.
Рано или поздно в данном регионе может вспыхнуть этнический конфликт между киргизами и узбеками, коих там большинство
«Все зло исходит со стороны границы. Поэтому наше пожелание, чтобы предполагаемая военная база была именно ближе к границе», – заявил в среду посол Киргизии в России Раимкул Аттакуров (отметим, что в мае, после сообщения о терактах и столкновениях с боевиками «Талибана*» в Андижанской области Узбекистана, Киргизия была вынуждена вовсе перекрыть госграницу).
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, подписание между Москвой и Бишкеком меморандума о размещении дополнительного российского воинского контингента состоялось в конце прошлой недели в рамках саммита ОДКБ.
Согласно достигнутым договоренностям в Киргизию будет переброшен дополнительный батальон, после чего начнется формирование учебного центра для подготовки военнослужащих обеих стран.
Точное место дислокации нового российского форпоста пока не определено, однако, как пояснил дипломат, в первую очередь киргизские власти рассматривают для этих целей Баткентскую область, где «уже создана определенная база для развития».
«К 1 ноября будет подписано итоговое соглашение, где все будет уточняться», – приводит его слова «Интерфакс».
Между тем категорически против возможного размещения российских военных у своей границы ранее выступил Узбекистан.
«Узбекская сторона не видит какой-либо необходимости и целесообразности в реализации планов по размещению на юге Киргизии дополнительного контингента российских Вооруженных сил», – подчеркнули в МИД республики.
По мнению Ташкента, российско-киргизский военный проект на такой «сложной и трудно предсказуемой территории» может повлечь за собой «усиление процессов по милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний».
Впрочем, наблюдатели видят в заявлениях Узбекистана не реально существующие опасения, а так называемую «политическую ревность».
«По существу, Узбекистан понимает, что наше усиление в этом регионе создаст определенные трудности не только в политическом плане, но и в экономическом. Потому что уже налаженный наркотрафик может быть серьезно обрезан именно присутствием России», – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин.
При этом он высказывал уверенность, что эта «политическая игра» не повлияет на позицию России и Киргизии. «Это узбекский сигнал Западу, что они готовы противостоять России и получать за это соответствующие преференции», – отметил он.
Не стоит, впрочем, отметать и тот вариант, что рано или поздно в данном регионе действительно может вспыхнуть этнический конфликт между киргизами и узбеками, коих там большинство. Ташкентом в этой связи может двигать желание подстраховаться и не допустить усиления ОДКБ вообще и России в частности на потенциально проблемных территориях, кои он может рассматривать как зону своих национальных интересов.
Причем пространство для маневра у России, пытающейся переубедить строптивого Ислама Каримова, ограничено. Контакты Москвы и Ташкента крайне болезненно воспринимают в Душанбе, а Эмомали Рахмон уже не раз доказывал, что может выкидывать фортели и покруче узбекского коллеги, с коим он последовательно конкурирует за влияние в регионе.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ