США и Узбекистан намерены максимально расширить взаимодействие как в сфере военного сотрудничества, так и в энергетических вопросах, заявляют дипломаты с обеих сторон. И если еще пару лет назад президент республики Ислам Каримов был в глазах Запада «изгоем», учинившим бойню в Андижане (те события каждый трактовал на свой вкус, формулировки разнились в спектре от «кровавого подавления выступлений оппозиции» до «устранения вооруженного мятежа), то теперь слухи о появлении на узбекской территории американской военной базы возникают регулярно.
Ташкент категорически возражает против создания новых иностранных военных баз по периметру своих границ
Когда у этих слухов появятся подтверждения и появятся ли вообще, неясно. Тем не менее во время прошедшего на днях визита в Ташкент делегации из Вашингтона в составе «политического заместителя» госсекретаря Уильяма Бернса, куратора Южной и Центральной Азии в том же госдепе Роберта Блейка и директора по вопросам России и Евразии Совета национальной безопасности Майкла МакФола сторонам удалось договориться о расширении взаимодействия в вопросе обеспечения военной кампании в Афганистане.
Тем более, как заверили представители Белого дома, Узбекистан играет «лидирующую роль в регионе» и может оказаться чрезвычайно полезен для США.
«Этот визит является отражением политики президента Обамы, приверженности к обоюдовыгодным отношениям между Узбекистаном и США. Я благодарю за вклад, который вносит Узбекистан в наши совместные усилия в Афганистане, которые включают и доставку электричества и другой помощи», – заявил Бернс по итогам встречи с президентом страны Исламом Каримовым.
Подробности переговоров так и не были преданы огласке. При этом стоит отметить, что накануне данной встречи в Ташкенте узбекские власти прокомментировали появившиеся слухи о возможном появлении в соседней Киргизии второй российской военной базы.
И реакция на это известие Узбекистана оказалась крайне отрицательной. «Ташкент категорически возражает против создания новых иностранных военных баз по периметру своих границ», – сообщил РИА «Новости» источник в правительстве республики.
Сами США отнеслись к российско-киргизским планам внешне спокойно. Во всяком случае, как заявил Бернс, решение об открытии российской военной базы на юге Кыргызстана является исключительно «суверенным правом» правительства республики и может быть разумным шагом по укреплению безопасности и стабильности.
Не вызвала такого отторжения возможность появления российской базы и у граничащего с Киргизией Казахстана.
«Это дело двух стран. Казахские власти приветствуют любые меры, которые будут способствовать утверждению стабильности и безопасности в регионе», – заявил на днях официальный представитель министерства иностранных дел Казахстана Ержан Ашикбаев.
Однако наблюдатели почти не сомневаются, что устами Ташкента, регулярно вставляющего палки в колеса Москвы (о разногласиях между РФ и президентом Каримовым газета ВЗГЛЯД писала неоднократно), озвучена американская позиция по возможному расширению российского присутствия в регионе.
Тем более что сами США питают аналогичные претензии. В частности, на днях стало известно о достигнутом между Вашингтоном и Ашхабадом соглашении о возможном предоставлении туркменских аэропортов для дозаправки американских транспортных самолетов.
К слову, сама Москва пока не подтвердила и не опровергла факт существования планов открытия базы в Киргизии.
Так, президент Дмитрий Медведев, комментируя данную тему, заявил следующее: «Что касается конкретных договоренностей, то, как вы понимаете, они не могут быть объявлены заранее. Здесь мы ничего не можем ни подтверждать, ни опровергать».
Впрочем, у Ташкента могут быть и иные мотивы (тем более что сотрудничество РФ и США в данном регионе в данный период времени отвечает интересам обеих стран). Так, Узбекистан имеет все основания предполагать, что на юге Киргизии рано или поздно может вспыхнуть конфликт между киргизами и узбеками, коих в том регионе большинство (заявления об «определенной автономии» юга республики уже звучали).
Очевидно, что для урегулирования подобной ситуации могут быть использованы силы КСОР ОДКБ. И Киргизия, и Узбекистан являются членами организации, но в КСОР Ташкент участвовать отказался. Как предполагают эксперты, опрошенные ИА Regnum, Ташкентом в этой связи может двигать желание подстраховаться и не допустить усиления ОДКБ вообще и России в частности на потенциально проблемных территориях, кои он может рассматривать как зону своих национальных интересов.