«Сегодня у нас всюду есть друзья: в Европе, Латинской Америке, Азии и Ближнем Востоке. Это потому, что Белоруссия проводит многовекторную мирную внешнюю политику», – заявил Александр Лукашенко. По его словам, «особые отношения исторически связывают нас с братской Россией и российским народом».
Нас упрекают, что мы ложимся в дрейф на Запад. Ни в какой дрейф мы не ложимся
«Совместными усилиями мы надежно укрепляем обороноспособность двух союзных государств», – подчеркнул Лукашенко.
Несколько более жестко высказался белорусский лидер о белорусско-российских отношениях всего день назад. «В том, что мы не продвинулись далеко в союзном строительстве, это не наша вина. Это их (России) вина», – заявил президент Белоруссии.
«Кто не выполняет договор о союзном строительстве Союзного государства? Мы должны были провести референдум. Почему не провели? Потому что россияне не захотели», – заявил Лукашенко, посоветовав им «искать у себя причины неурядиц наших отношений».
По его словам, пока ничего непреодолимого не произошло. «Мы прекрасно работаем с российской стороной. Есть понимание – мы преодолеваем трудности, как бы это сложно ни было», – подчеркнул белорусский президент.
«Нас упрекают, что мы ложимся в дрейф на Запад. Ни в какой дрейф мы не ложимся. Мы просто хотим иметь нормальные партнерские отношения с Западом. Уверен, что мы нормализуем эти отношения, вопреки тем, кто этого не хочет», – заявил Лукашенко.
Между тем, по словам президента Белоруссии, проект Евросоюза «Восточное партнерство» очень выгоден для страны. «Виктор Андреевич (Ющенко. – Прим. ред.) часто меня спрашивает: Александр Григорьевич, а вы не откажетесь от этих проектов? Почему я должен от них отказываться? Ведь это очень выгодные, практические проекты. В «Восточном партнерстве» самое главное – это сотрудничество с нашими соседями», подчеркнул глава Белоруссии.
Президент страны убежден, что «Европа понимает, что без Белоруссии жить трудно и в принципе невозможно».
При этом Лукашенко подчеркнул, что «там (в «Восточном партнерстве») нет никакой политики». «Причем здесь права человека и демократия к нефти и газу?» – задал белорусский президент риторический вопрос. Он напомнил, что и США закупают нефть у различных государств. По словам президента, сегодня в Белоруссии никто не выступает против прав человека. «Но разве это права человека – ходить по улице и бить витрины?» – спросил белорусский президент.
По его словам, «у нас есть группка людей, которые начинают воду мутить, ездить по загранице. Их время ушло».
В свою очередь, белорусский политик Александр Милинкевич, вернувшись с саммита в Праге, где он присутствовал с группой представителей оппозиции, высказался о главе страны в другом ключе. Председатель движения «За свободу» высказал сожаление, что Лукашенко в Чехии не было.
«Но своими недостаточными действиями по демократизации Белоруссии Лукашенко этого не заслужил, – отметил Милинкевич. – Он это, возможно, и сам понял». По словам политика, он хотел бы, чтобы Белоруссия на саммитах «Восточного партнерства» была представлена на самом высоком уровне.
К России президент Белоруссии обратился еще раз в связи с тем, что, по его словам, с российской стороны подбрасывается политическая подоплека по поводу его инициативы организовать в будущем в стране встречу глав православной и католической церквей.
«Какая здесь политика? У кого-то в России что-то чешется, как говорил Черномырдин. Так чешите в другом месте, – посоветовал Лукашенко. – Реалии таковы, что Белоруссия по количеству проживающих католиков занимает после Литвы второе место на постсоветском пространстве». Президент Белоруссии убежден, что придет время, когда главы церквей встретятся.
«Если они будут готовы встретиться, то Белоруссия предложит свои услуги, потому что здесь соприкосновение культур и религий», – отметил Лукашенко.
Между тем заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Георгий Рябых заявил сегодня, что РПЦ и католическая церковь обойдутся без посредников.
«Русской православной церкви и Римо-католической церкви не нужны какие-либо посредники для решения подобных вопросов, у них есть возможности для проведения прямых согласований по этой теме», – приводит его слова «Интерфакс-Религия».