До выпускных школьных экзаменов остался всего месяц. И заинтересованные лица с усиленным рвением принялись обсуждать недостатки новой системы проверки школьных знаний – пресловутого Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В беседе министра образования Андрея Фурсенко с единороссами без упоминания ЕГЭ тоже не обошлось. Но главной темой дискуссии стал вопрос, как воспитать патриота из юного россиянина.
Мы должны говорить о формировании гражданина. Иначе мы придем к национальной катастрофе
Как объяснила лидер ГПК Ирина Яровая, ее коллег печалит, что при «высоких целях и идеалах», которые, судя по новым образовательным стандартам, чиновники от образования намерены привить современным школьникам, подрастающему поколению мало и неправильно преподают историю и литературу. Хронику Второй мировой войны учителя вынуждены вмещать в несколько часов. А Владимира Маяковского преподносят как поэта, в творчестве которого раскрыта лишь тема любви к лошадям. Между тем, по словам Яровой, именно история и литература «являются главенствующими дисциплинами в формировании национальной идентичности».
Представитель ГПК Сергей Железняк напомнил, что в 90-е годы наблюдался провал в «патриотическом воспитании». И в отсутствие четкой государственной политики музыку в этой сфере заказывали «зарубежные страны». Таким образом, отечество получило массу хороших специалистов, которые не научились «соотносить свои интересы с интересами» родины и посему предпочли найти применение накопленным знаниям за пределами России.
«Мы должны говорить о формировании гражданина. Иначе мы придем к национальной катастрофе. Постановка вопроса очень важная, существенная и своевременная», – согласился с собеседниками гендиректор издательства «Просвещение», научный руководитель коллектива, разрабатывающего второй образовательный стандарт, Александр Кондаков.
По его словам, в любой стране во все времена существует понятие «национального воспитательного идеала». И, миновав 90-е годы прошлого столетия – эпоху «свободного самоопределения», мы наконец пришли к образу идеального соотечественника – «успешного, ответственного, конкурентоспособного гражданина России». Осталось научиться растить его прямо со школы.
ГПК предлагает несколько методов. По словам Яровой, для начала необходимо ввести после 10-го класса устные экзамены по отечественной истории и литературе. Создать при ведомстве Андрея Фурсенко Совет по образованию, который мог бы вовремя поправлять и давать разумные наказы чиновникам. И, кроме того, внимательно «просмотреть единый федеральный список учебников», чтобы выяснить, какие книги отвечают заявленным в стандартах высоким образовательным целям.
По мнению Фурсенко, наиболее активно против ЕГЭ выступают некомпетентные педагоги
Председатель думского комитета по образованию Григорий Балыхин считает, что было бы неплохо заняться еще и «повышением уровня» знаний «наших учителей». А то в рамках нацпроекта «Образование» в школы непрерывным потоком идут новая техника и методические материалы. Но как ими пользоваться, педагоги себе не представляют.
Андрею Фурсенко идеи единороссов в целом пришлись по вкусу. Он, правда, не отказал себе в удовольствии напомнить, что различных советов по образованию в нашей стране действует великое множество. Но одновременно высказал надежду, что партийность добавит ответственности людям, которые возьмутся за реализацию нового проекта. И единороссовский Совет по образованию окажется действительно полезным изобретением.
Предложение партийцев после 10-го класса озадачить школьников двумя устными экзаменами также нашло отклик в душе министра.
«Я поддерживаю возможности введения разнообразных испытаний до тех пор, пока люди не поймут, что экзамен – это проходящее, а главное – знания. Потому что человек, который знает предмет, он все сдаст», – признался министр.
И, разумеется, тут же переключился на ЕГЭ. По его словам, плохо, что в последнее время все вопросы качества образования начали «сводиться к экзаменам». С ностальгической горячностью он напомнил, что раньше школьники учились каким-то дисциплинам, а нынче «учатся сдавать экзамены». При этом ЕГЭ, по мнению Фурсенко, остается наиболее объективной формой проверки знаний.
«Мне исходно ЕГЭ не симпатичен. Но ничего лучше мне пока предложить не могут», – рассказал Фурсенко. По его словам, ЕГЭ – «жесткий инструмент», благодаря которому юные россияне «знают хотя бы какой-то минимум на определенном этапе». Кроме того, он защищает школьников от необъективности учителей. Также, по мнению Фурсенко, наиболее активно против ЕГЭ выступают некомпетентные педагоги.
«Давайте говорить об учителях, которые ничему научить не могут. Сегодня учитель борется против ЕГЭ не потому, что это оглупляет детей, он борется против того, чтобы проверяли его», – говорит министр.
Помимо ЕГЭ Андрей Фурсенко встал на защиту существующих ныне учебников. По его словам, сейчас существует «четкая ответственность» за экспертизу книг, которые затем попадут на столы к школьникам. Подпись под анализом книжного содержимого ставит лично вице-президент Академии наук.
«Мы расширили список экспертных организаций. Большую роль в экспертизе должны играть учителя. Но думаю, что увеличившаяся роль экспертных организаций – большой шаг вперед», – заключил Андрей Фурсенко.