Россия, чья стратегическая дальняя авиация выполняет регулярные полеты с лета 2007 года, в будущем может пользоваться аэродромами в Латинской Америке. Об этом накануне сообщил начальник штаба дальней авиации генерал-майор Анатолий Жихарев после вручения премии «Известность».
Экс-глава государственного департамента США Кондолиза Райс называла такие полеты российских ВВС «пережитком холодной войны
Военный рассказал, что данное предложение Москве сделал президент Венесуэлы Уго Чавес, который не против, чтобы российские летчики в любое время приземлялись на аэродроме на острове Арчила. Этот объект вполне пригоден для обслуживания самолетов дальней авиации России.
«Такое предложение со стороны президента Венесуэлы есть. Чавес предложил нам целый остров с аэродромом, который мы можем использовать для временного базирования стратегических бомбардировщиков», – пояснил господин Жихарев.
Ранее президент России Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что Россия намерена развивать отношения с Латинской Америкой. Более того, этим планам на должен помешать нынешний мировой финансовый кризис. Несколько месяцев назад российский лидер совершил беспрецедентный тур по латиноамериканским странам. Среди государств, где побывал тогда Медведев, была и Венесуэла. Однако тогда о аэродроме на острове Арчила ничего не сообщалось. Акцент был сделан на заключении военных контрактов с Каракасом, а также на сотрудничестве в энергетической сфере. У российских компаний есть определенный интерес в разработке месторождений с углеводородами на территории Венесуэлы.
Полковник Чавес также подчеркивает, что намерен усиливать отношения с Россией. Недавно он провел референдум по изменению конституции, что позволяет ему переизбираться на президентский пост неограниченное число раз. Это дает дополнительные гарантии того, что в случае появления соглашения об использовании аэродрома оно будет долгосрочным.
Само использование аэродрома возможно лишь в том случае, «если будет соответствующее политическое решение», отметил генерал-майор.
Напомним, что в прошлом году два стратегических ракетоносца дальней авиации ВВС России Ту-160 «Александр Молодчий» и «Василий Сенько» прибыли в Венесуэлу, совершив 13-часовой беспосадочный перелет. Маршрут полета проходил над нейтральными водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Ту-160 – сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Он разработан КБ Туполева и остается крупнейшим в истории авиации сверхзвуковым самолетом. Он способен поражать ядерным и обычным оружием стратегические цели. В этой связи почти всегда на перехват российских Ту-160 поднимаются истребители стран, вблизи которых пролетает самолет. Последний раз такого рода инцидент произошел с Канадой незадолго до визита в эту страну президента США Барака Обамы.
В Венесуэле, напротив, российским ВВС были рады. В качестве сувенира Уго Чавес подарил летчикам бюст легендарного политического деятеля Латинской Америки Симона Боливара. Именно тогда Чавес предложил им использовать аэродром в будущем. Не исключалось даже, что венесуэльский президент сядет за штурвал российского бомбардировщика, но этого не произошло.
Сейчас аэропорт находится на реконструкции. «Длина его взлетно-посадочной полосы 3 200 метров, осталось нарастить 300 метров. Из них стоянка 200 метров, и, в принципе, 100 метров чистой земли надо превратить в бетон», – пояснил генерал. После ремонта взлетно-посадочной полосы российские стратегические бомбардировщики смогут взлетать там с максимальным весом (из-за загрузки топливом).
«После реконструкции аэродрома можно будет и не задействовать для взлета с максимальным весом международный аэродром Майкетия. К сожалению, в Венесуэле больше нет аэродромов с таким покрытием и с такой длиной полосы. Чтобы лететь в Россию, нам надо взлетать с максимальным весом, а это может позволить только полоса в международном аэропорту», – пояснил Жихарев.
Стоит отметить, что конституция Венесуэлы запрещает размещать на территории страны иностранные военные базы, но временное присутствие контингента возможно. «Прилетели, выполнили полеты – улетели», – пояснил генерал-майор.
Также Жихарев не исключил, что при воздушном патрулировании российские стратегические бомбардировщики могут использовать аэродромы на Кубе. «С Кубой это возможно, – сообщил он «Интерфаксу». – На Кубе есть четыре-пять аэродромов с длиной взлетно-посадочной полосы 4 000 метров, которые нас вполне устраивают. Будет воля глав двух государств, воля политическая, мы готовы туда полететь».
К слову, экс-глава государственного департамента США Кондолиза Райс называла такие полеты российских ВВС «пережитком холодной войны». Нельзя исключать, что к появлению российской стратегической авиации на Кубе и Венесуэле нынешняя администрация США также отнесется критически.