После полного восстановления отношений с Россией Североатлантический альянс перечислил ключевые моменты в сотрудничестве с Москвой.
Неприезд генсека НАТО на конференцию ШОС – следствие того, что стороны пока не выработали общую политику в отношении Афганистана
Как отмечает РИА «Новости», на брифинге с журналистами в Польше находящегося там с визитом генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера буквально засыпали вопросами на эту тему. В частности, Схеффер подчеркнул, что Брюссель будет стремиться «углубить» сотрудничество с Москвой, потому что «мы действуем в одном направлении – борьба с терроризмом». Это сражение, уверен генсек, проиграть нельзя, потому что «ставка очень высока».
Что касается расширения альянса, Россия не раз отмечала, что выступает против принятия в блок бывших советских республик, прежде всего Грузии и Украины. На стартующем в начале апреля юбилейном саммите НАТО данная тема обсуждаться не будет, так как туда съедутся только члены альянса. По факту Схеффер решил уйти от темы экспансии альянса, отметив, что отношения с Россией одним этим вопросом не ограничиваются.
Также чиновник пообещал, что сотрудничеству не помешают вопросы независимости Абхазии и Южной Осетии, ситуация вокруг Косова и возможное появление в Восточной Европе элементов противоракетной обороны США. Хотя ранее альянс выражал недовольство по поводу планов России разместить своих военных (3,7 тыс. человек) на базах в Абхазии и Южной Осетии.
Отметим, что несколько дней назад Схеффер делал похожие заявления в Венгрии. И в качестве встречного жеста Россия пригласила генсека НАТО поучаствовать в конференции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по Афганистану 27 марта.
Но в середине недели стало известно, что господин Схеффер на этом мероприятии не появится. Вместо него туда делегируют представителя штаб-квартиры НАТО.
Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко не рассматривает отказ Схеффера приезжать на конференцию «выражением его позиции». Причина в его скором уходе с поста генсека, сейчас он начинает самоустраняться, дабы снизить личное влияние на процессы.
«Кроме того, сейчас мы видим, что по Афганистану нет заметных подвижек, несмотря на то что Барак Обама сместил акценты с Ближнего Востока на Южную Азию – Афганистан и Пакистан», – сказала Войко газете ВЗГЛЯД.
Проблемы усугубляются еще тем, что в самом Афганистане нет единой позиции насчет антитеррористической политики властей, и предстоящие в августе президентские выборы покажут, насколько нынешние афганские политические элиты пользуются популярностью в стране и за рубежом. Ввиду этого альянс будет действовать очень осторожно, тем более что у него остается немало нерешенных проблем на Ближнем Востоке – в Ираке и Иране.
«Неприезд генсека НАТО на эту конференцию – следствие и того, что стороны пока не выработали общую политику в отношении Афганистана. Кроме того, пока не удается договориться со всеми участниками ШОС относительно облегчения афганской проблемы, прежде всего, это Таджикистан, который только на словах выразил готовность предоставить НАТО транспортный коридор», – отмечает эксперт.
Разумеется, за те несколько месяцев, что генсек будет оставаться на своем посту, шансы альянса добиться прорыва на каком-либо стратегическом направлении невелики. В этой связи председательство Схеффера лишь подчеркнуло, что механизмы альянса устарели и нужно срочное обновление. Накануне об этом заявили бундесканцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози, чья страна собралась вернуться в военную структуру блока.
Оба политика намерены выступить авторами новой стратегии альянса, которая бы удовлетворяла современным вызовам в сфере безопасности. Об этом они заявили после 11-го заседания германо-французского Совета министров в Берлине. С конкретными предложениями Меркель и Саркози выступят в апреле – на предстоящем саммите Североатлантического альянса в Страсбурге и Келе.