В ходе своего первого государственного визита в Россию президент Турции Абдулла Гюль проведет переговоры с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. Кроме того, он примет участие в бизнес-форуме, организованном торгово-промышленными палатами двух стран, после чего отправится в Казань, где встретится с главой Татарстана Минтимером Шаймиевым.
У Турции серьезные трения с Сирией, сложнейшие отношения с Кипром. Поэтому сейчас она ищет поддержку у России
Как пояснил источник РИА «Новости» в Кремле, данный визит даст возможность провести «сверку часов по всему комплексу двусторонних отношений». В частности, стороны обсудят вопросы формирования новой архитектуры европейской безопасности, проблематику ДОВСЕ, ситуации в Закавказье и на Ближнем Востоке, а также энергетическое взаимодействие. «Это первый в истории российско-турецких отношений визит такого формата и первый приезд в нашу страну Гюля на этом высшем государственном посту», – отметил источник.
По итогам переговоров стороны намерены подписать стратегический документ – совместную декларацию о продвижении к новому этапу отношений между Россией и Турцией и дальнейшем углублении дружбы и партнерства.
Сам Гюль перед вылетом в Москву заявил, что Анкара придает «очень важное значение» развитию сотрудничества с Россией. «Мы видим в ней ведущую мировую державу», – сказал он, охарактеризовав отношения как «многопланово партнерские и углубленные». «Россия занимает первое место среди торговых партнеров Турции. По итогам прошлого года торговый оборот между двумя странами составил 38 млрд долларов», – пояснил турок.
Отметим, что одной из ключевых тем российско-турецких переговоров будет возможное объединение усилий по урегулированию Карабахского конфликта (Москва, как известно, симпатизирует Еревану, а Анкара – Баку). Гюль уже заявил, что России принадлежит ключевая роль в решении этого вопроса мирным путем.
«Мы придаем большое значение состоявшейся в Москве трехсторонней встрече с участием президентов России, Армении и Азербайджана, по окончании которой была принята декларация необходимости мирного урегулирования Карабахского конфликта», – заметил президент Турции.
«Хотелось выразить глубокую благодарность России за неустанные усилия по содействию поиску развязок этих сложных узлов. Любое позитивное развитие в деле урегулирования конфликтов на Кавказе тут же оказывает положительное воздействие на все страны региона, как и каждый негативный поворот событий отрицательно сказывается на всех региональных игроках», – добавил Гюль. Напомним, к слову, что Турция полностью поддержала и действия России во время августовского конфликта в Южной Осетии.
Между тем президент Армении Серж Саргсян в четверг дал понять, что России и Турции придется приложить еще немало усилий. В рамках своей речи перед однопартийцами он отверг «любой торг с Баку» и заявил, что «Карабах – это наша земля».
Что до темы энергетического сотрудничества Москвы и Анкары, то здесь перспективы наиболее позитивные. Турция, которая уже получает российский газ по газопроводу «Голубой поток», заинтересована в строительстве проекта «Голубой поток – 2». «Мы считаем его вполне осуществимым. Мы рассматриваем также возможности сотрудничества с вашей страной в атомной энергетике и на других направлениях, в том числе в сооружении на турецкой территории крупных хранилищ газа», – заверил Гюль.
У Турции серьезные трения с Сирией, сложнейшие отношения с Кипром. Поэтому сейчас она ищет поддержку у России
В то же время источник в Кремле сообщил, что в 2009 году поставки российского газа на вотчину Гюля будут увеличены, несмотря на сложности со спросом на энергоресурсы, связанные с глобальным кризисом. «Объем поставок российского природного газа в Турцию в 2008 году составил 23,8 млрд кубометров, в том числе порядка 10 млрд кубов – по газопроводу «Голубой поток». В 2009 году ожидается рост поставок до 25,5 млрд кубических метров», – рассказал источник.
Единственным противоречием в российско-турецком сотрудничестве в данной сфере может стать участие Анкары в проекте Nabucco, который считается альтернативой российскому «Южному потоку». Впрочем, эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что влияние этого фактора серьезно преувеличено.
«Дело в том, что, даже если Nabucco будет построен, потребность Европы в газе не перекрывается полностью. Более того, в случае строительства «Северного» и «Южного» потоков потребление газа может быть увеличено. То есть Nabucco не будет конкурентом для России», – отметил Абзалов в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
Добавим также, что события могут развиваться и по другому сценарию, когда Турция и вовсе превратится в главный тормоз реализации проекта Nabucco. В середине января премьер-министр страны Тайип Эрдоган заявил, что Анкара может отказаться от поддержки газопровода, если Брюссель не возобновит переговоры по принятию страны в Евросоюз. Кроме того, Эрдоган выразил сомнения на счет экономической целесообразности проекта стоимостью 12 млрд долларов.
Как заметил вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин, Турция находится в сложной ситуации из-за того, что Евросоюз отказался принимать ее в свои ряды. «Помимо этого Анкара хочет играть в свою игру на Ближнем Востоке, но у нее не все получается. У нее серьезные трения с Сирией, сложнейшие отношения с Кипром. Поэтому она сейчас ищет поддержку у России, потому что есть много общих проблем, в решении которых заинтересованы и Турция, и Россия», – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт.
«Например, ни Россия, ни Турция не желают присутствия в Черном море кораблей НАТО, – продолжил Анохин. – В общем, у нас больше точек соприкосновения, чем проблем, хотя два с половиной века мы конфликтуем, и очень серьезно. Думаю, Турция сделала определенные выводы из своего двойственного положения и в Европе, и в Азии, и поэтому сейчас она ищет сильных партнеров».
«Несмотря на все геополитические противоречия, у России и Турции сейчас открылась хорошая возможность для диалога, – соглашается Абзалов. – В сфере энергетики у нас целый ряд интересных совместных инициатив. Можно воспользоваться определенной слабостью администрации Обамы и некоторой неразберихой в ЕС и существенно укрепить позиции поставщиков энергоносителей в Европу».