В четверг российский лидер Дмитрий Медведев приедет в «вечный город», чтобы поучаствовать в заседании российско-итальянской межправительственной комиссии. Подобная встреча с французами, которая в прошлую пятницу прошла в Рамбуйе, показалась на редкость продуктивной не только наблюдателям, но и возглавлявшему делегацию РФ Владимиру Путину. И итальянцы, судя по всему, твердо намерены не уступить своим коллегам по Евросоюзу в «конкретике» и «конструктивности» общения с российскими партнерами.
Подводных камней нет, а «придумывать их» Рим не хочет
Как рассказал в понедельник чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Витторио Клаудио Сурдо, несмотря на 30-процентное, «кризисное» снижение товарооборота между нашими странами, Италия занимает прочное второе место среди внешнеторговых визави России, а прямые капиталовложения итальянцев в отечественную экономику исчисляются миллиардами долларов.
Даже кризис, подчеркнул Сурдо, не способен выгнать итальянских бизнесменов с российского рынка. Более того, посол признался, что «не видит никаких проблем» в отношениях Москвы и Рима. Если при всей очевидной лояльности Парижа к Москве «шероховатости» в диалоге находятся (например, в обсуждении вопросов соблюдения прав человека), то в общении Италии и России, по словам Сурдо, подводных камней нет, а «придумывать их» он не хочет. Так что грядущая третьего декабря российско-итальянская встреча на высшем уровне должна только укрепить и без того прекрасные отношения Москвы и Рима.
Как объяснил Витторио Клаудио Сурдо газете ВЗГЛЯД, намеченный на четверг в Риме разговор будет «компактным», но содержательным. Помимо первых лиц обоих государств в «вечный город» прибудут 11 министров. Так что грядущий диалог, говорит посол, станет также «встречей двух Кабинетов министров». Пока Дмитрий Медведев и Сильвио Берлускони будут вести разговоры тет-а-тет, российские министры за закрытыми дверями так же в двустороннем порядке встретятся со своими итальянскими коллегами. По итогам этих переговоров пройдет пленарное заседание, на котором главы отечественных и итальянских ведомств поочередно доложат о достигнутых в четверг договоренностях. После чего придет время заключения межправительственных и коммерческих соглашений.
Отвечая на вопрос газеты ВЗГЛЯД, Сурдо также отметил, что количество бумаг, которые должны быть подписаны в Риме, исчисляется десятками, и они свяжут страны взаимными обязательствами в самых разных областях. В частности, министры образования намерены договориться о совместном признании «образовательных документов», министерства транспорта хотят заключить меморандум о намерениях, а министерства внутренних дел собираются принять единую программу о сотрудничестве и заодно подписать соглашение о реадмиссии преступников. Представители министерств культуры договорятся о проведении в 2011-м Года итальянского языка и культуры в России и русского языка и российской культуры в Италии. Кроме того, впервые будет подписана совместная декларация между итальянским министерством туризма и российским министерством по делам молодежи, туризма и спорта.
Подобно французам, итальянцы всячески стремятся к сотрудничеству с Россией в космической сфере. Так что итальянское космическое агентство и Роскосмос объявят о запуске совместного проекта «Миллиметро». А отечественный «Аэрофлот» намерен подставить плечо пришедшим в упадок итальянским авиалиниям и заявить о запуске совместных рейсов.
Придут итальянцы и в Тольятти. По словам Сурдо, итальянская «Пирелли» и отечественные Ростехнологии в Риме намерены договориться о строительстве рядом с АвтоВАЗом шинного завода.
Кроме того, осваивать отечественное автопространство продолжит «Фиат». Как объяснил итальянский посол, руководство компании лелеет мечту наладить на российских просторах производство внедорожников под маркой «Фиат». «Зная упорство исполнительного директора и интерес Владимира Путина к такого рода машинам, думаю, мы скоро их увидим», – рассмеялся итальянский посланник.
Не пропадает у итальянцев и интерес к сотрудничеству с Россией в энергетической сфере. По словам Сурдо, в этой области Москва «всегда считалась абсолютно надежным партнером». А решение дополнить газотранспортный «North Stream» проектом «South Stream» в Риме расценили как «диверсификацию энергетических потоков, которая дает большую уверенность и вселяет дополнительные надежды на безопасность».
При этом споры вокруг газопровода «Набукко» Сурдо считает дискуссиями «с идеологическим подтекстом». И уверяет, что через 15–20 лет потребности мира в энергоносителях настолько возрастут, что все три газопровода «будут дополнять друг друга, а не конкурировать».