Накануне Мосгоризбирком (МГИК) пообещал направить в прокуратуру 38 протоколов с избирательных участков по выборам в Мосгордуму, которые состоялись 11 октября. На этих участках обнаружились расхождения по голосам по сравнению с официальными данными. По словам главы МГИК Валентина Горбунова, от «Яблока», ЛДПР и КПРФ всего были получены копии по 46 избирательным участкам, но только в 38 из них «были выявлены расхождения по голосам с официальными данными».
Тактика, выбранная оппонентами, была неправильная и привела к их проигрышу на выборах
По итогам выборов в столичный парламент прошли две партии: «Единая Россия» и КПРФ. ЛДПР, «Яблоко», «Справедливая Россия» и «Патриоты России» не преодолели семипроцентный барьер.
В четверг пресс-служба «Яблока» сообщила о решении Хамовнического суда Москвы отменить итоги голосования на избирательном участке № 192, обязав территориальную избирательную комиссию Хамовнического района в пятницу пересчитать голоса избирателей.
На этом участке голосовал лидер «Яблока» Сергей Митрохин с семьей, но потом выяснилось, что там не оказалось ни одного голоса за «Яблоко». В пятницу, сообщает РИА «Новости», при повторном пересчете голосов в общей папке, где находились избирательные бюллетени, поданные за все партии, кроме «Единой России», было обнаружено 16 бюллетеней за «Яблоко».
По данным участковой комиссии, всего было 1620 бюллетеней для голосования по этому городскому избирательному округу. В день выборов в помещении для голосования выдано 950 бюллетеней, вне помещения – 70 бюллетеней. Всего, таким образом, было выдано 1020 бюллетеней. В избирательной комиссии сообщили, что 600 бюллетеней были погашены. Также комиссия получила 25 открепительных удостоверений. Погашенных неиспользованных открепительных бюллетеней было 18. На руки было выдано семь открепительных удостоверений, по ним никто не проголосовал.
Оппозиция стала заявлять о нарушениях сразу после окончания единого дня голосования. В ЦИК и Мосгоризбиркоме заявляли, что серьезных нарушений на выборах отмечено не было.
Между тем, по мнению наблюдателей, выборы могли пройти намного спокойнее. По словам руководителя исполкома московского отделения «Единой России» Виктора Селиверстова, более 13 тыс. членов избирательных комиссий – представителей от оппозиционных партий не пришли на столичные избирательные участки в день выборов. По его словам, всего в столице в день голосования должны были работать 40 тыс. членов избирательных комиссий. По его данным, на избирательных участках не присутствовали 2639 представителей «Справедливой России», 3551 представитель ЛДПР, 3125 человек от КПРФ и 3774 – от «Яблока». «Что тогда говорить о якобы нарушениях», – отметил Селиверстов.
«Тактика, выбранная оппонентами, была неправильная и привела к их проигрышу на выборах, так как их избирательная кампания была построена только на критике власти и «Единой России», – считает Селиверстов.
Напомним, в знак протеста против результатов голосования думская оппозиция неделю назад устроила демарш, покинув зал заседаний. Однако угрозы не возвращаться к работе до встречи с президентом России Дмитрием Медведевым, которая намечена на эту субботу, они не сдержали. Вслед за ЛДПР и «Справедливой Россией» на Охотный ряд вернулись коммунисты.
Многие российские политологи пришли к выводу, что оппозиционные фортели «дискредитируют электоральную демократию» в глазах достаточно «равнодушных к выборам» избирателей.
Президент Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский напомнил, что до выборов «никто не оспаривал высокие цифры поддержки «Единой России», которые выдавал «близкий к оппозиции» Левада-центр. Социологи сошлись во мнении, что в партию власти верят 58% россиян.
Большинство претензий оппозиции Павловский считает «надуманными». Он назвал «абсолютно лживым» миф о том, что 11 октября Москву «наводнили урны для удаленного голосования». По его словам, «галочки» на дому в этот раз ставили меньше 1% столичных избирателей. Та же ситуация и с «повсеместными» удалениями наблюдателей с избирательных участков. Из тысяч московских «смотрящих» за дверь выставили только 26 человек, и лишь семеро из них оспорили решения избиркомов.
В свою очередь, главный научный сотрудник Института международных политических и экономических исследований РАН Александр Ципко уверен, что демарши оппозиции «дискредитируют электоральную демократию», что ведет к «отчуждению людей» от процесса выборов власти.
Представитель Общественной палаты Иосиф Дискин уверен, что при существующей явке результаты октябрьских выборов просто не могли быть иными. По его словам, те 30−35% россиян, которые дошли до избирательных урн, – в основном пенсионеры и муниципальные служащие, а у них резонов что-то менять нет, в кризисных условиях им весьма комфортно в компании партии власти.
Представитель Центризбиркома Игорь Борисов заявил, что заявления оппозиции о многочисленных нарушениях на октябрьских выборах вообще вызывают у ЦИК много вопросов. По словам Борисова, в Центризбирком поступило 500 «обвинительных» обращений, и только в 40 случаях коллегам Чурова удалось найти повод для разбирательств. При этом только в Москве в день голосования не явились на свои рабочие места 1790 членов избиркомов с правом решающего голоса, которые были выдвинуты оппозиционными партиями.
Стоит отметить, что, по мнению спикера Госдумы Бориса Грызлова, даже в случае удовлетворения всех жалоб оппозиции результаты выборов могут измениться меньше чем на 1%. «Если у кого-то было 6%, станет 6,5%, 6,6%», – заявил он, добавив, что «избиратель сделал свой выбор».