Еврокомиссар по вопросам расширения Олли Рен заявил в пятницу, что если Исландия «достаточно оперативно» подаст заявку на вступление в ЕС, то сможет стать членом союза одновременно с Хорватией.
Исландия долгое время отказывалась от вступления в Евросоюз из-за существующих там квот на рыболовство
«Евросоюз предпочел бы принять в свои ряды сразу две страны, нежели каждую по отдельности. Если Исландия скоро подаст заявку и переговоры будут быстрыми, то Хорватия и Исландия могут вступить в ЕС параллельно. Мы бы хотели видеть Исландию в Европейском союзе», – сказал Рен в интервью The Guardian.
Отметим, что к настоящему моменту Исландия уже приняла две третьих от общего числа нормативов ЕС и соответствует большинству евротребований. В этой связи ей потребуется значительно меньше времени на дальнейшую интеграцию, чем, к примеру, той же Хорватии. Как отметил еврокомиссар, официально Рейкьявик может подать заявку после всеобщих выборов, которые должны пройти в мае, и тогда – при удачном развитии событий – островное государство сможет присоединиться к ЕС уже в 2011 году.
Напомним, что Исландия долгое время отказывалась от вступления в Евросоюз из-за существующих там квот на рыболовство, которое является основной составляющей реального сектора экономики страны. К тому же целесообразность евроинтеграции уменьшали выдающиеся успехи Рейкьявика в финансовой сфере, проявившиеся в последние десять лет. Либеральная политика правительства, отменившего большинство регуляционных норм и приватизировавшего банки, позволила стать Исландии мощным оффшорным центром европейского региона.
Инвестиционный бум привел к резкому росту благосостояния населения – Исландия вышла на одно из первых мест по уровню доходов в пересчете на человека и на второе место по качеству жизни; в 2007 году ООН признала Исландию лучшей страной для жизни в мире. Однако выдающийся взлет откликнулся настолько же резким падением.
Одной из первых почувствовав влияние глобального кризиса, осенью 2008 года республика оказалась на грани дефолта – корпоративный госдолг, нажитый за счет банков, достиг 60 млрд долларов и почти в шесть раз превысил ВВП. Следом повалилась социальная сфера: выросли инфляция и безработица, а доходы населения значительно упали.
К середине января подоспели и уличные беспорядки, и полиция впервые с 1949 года применила слезоточивый газ, дабы обуздать особо ретивых (в тот день около двух тысяч демонстрантов требовали отставки правительства, виновного, по их мнению, в финансовом коллапсе).
23 января премьер-министр Исландии Гейр Хорде, машину которого, к слову, в ходе беспорядков обильно закидали яйцами, объявил о начале подготовки к досрочным парламентским выборам, которые должны пройти в первых числах мая. А уже 26 января правительство в полном составе ушло в отставку, получив в СМИ звание первого кабинета министров, пострадавшего из-за финансового кризиса. Сам Хорде, сославшись на обнаруженный недавно рак горла, от участия в выборах отказался.
Исполняющим обязанности премьер-министра стала представитель «Социально-демократического альянса» Йоханна Сигурдардоттир, занимавшая пост министра социального обеспечения в прошлом правительстве (кстати, она стала первой женщиной-премьером нетрадиционной сексуальной ориентации). При этом Партия независимости экс-премьера Хорде покинула правящую коалицию, основу которой теперь помимо социал-демократов составила достаточно радикальная партия «Левые и зеленые».
Все это привело к тому, что споры относительно необходимости вступления Исландии в Евросоюз разгорелись с новой силой. «Социально-демократический альянс», всегда выступавший за присоединение к ЕС, избавился от одного противника евроинтеграции – Партии независимости, – но приобрел нового. Левые крайне отрицательно смотрят на данную перспективу, и если в нынешнем парламенте у них не так много мест, все может измениться – именно их рейтинг ввиду кризиса вырос больше всего.
В подобной ситуации почти все политики поддерживают идею проведения референдума. И здесь сторонники сближения с Брюсселем находятся не в лучшем положении: по данным социологических опросов, с начала кризиса число исландцев, выступающих за вступление их страны в ЕС, сократилось с 50% до 38%.
Отметим также, что препоны вступлению Исландии в ЕС могут возникнуть и с другой стороны. Расширение Евросоюза приостановлено до тех пор, пока не ратифицирован Лиссабонский договор, принятие которого серьезно застопорилось. Пока Брюссель выражает надежду, что документ удастся принять до тех пор, когда подойдет время принимать в союз новых членов.